Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

12.04.2024 10:29 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 11.04.2024 г.

В Бурятии юные краеведы-исследователи из школ Кабанского района удивляют и радуют своими открытиями

Автор: Екатерина ВОКИНА.

Три года назад Каменский лицей им. Кожевина В.Е. выступил с инициативой проведения районной краеведческой лаборатории среди школьников. Владимир Ефимович, чьим именем назван лицей, был первым директором лицея (который тогда был школой № 1), историком-краеведом, автором книг по истории родного края. Поэтому его имя решили присвоить и мероприятию.

Лиза Хамуева, Колесово.

В данном случае слово «лаборатория» подразумевает мероприятие, носящее исследовательский характер. В этом году в лицей прибыли 109 юных краеведов-исследователей из 16 школ района. Для изучения им предлагались направления «Летопись родного края», «Военная история», «Россия в СВО», «Моя семья – частичка моей Родины», «Литературное краеведение».

Для работы краеведов лицей предоставил все условия: 16 кабинетов, библиотеку, спортзал, музей, интерактивное оборудование, питание. Слаженная работа коллектива, возглавляемого Ольгой Сорокиной, была видна во всём – начиная от встречи гостей и до прощания с ними, в работе секций и проведении мастер-классов, в организованности педагогов, в дисциплине и вежливости лицеистов.

Нам удалось побывать на нескольких площадках. И на первой же из них стало ясно: в работе лаборатории участвуют не дилетанты, а ребята с серьёзными исследованиями. Это была секция «Летопись родного края» среди учеников 5-8-х классов.

«Комлячья – улица моих предков. История исчезнувшей улицы села Колесово» – так называлась работа шестиклассницы Колесовской школы Лизы Хамуевой. Эта улица образовалась в Колесниковой слободе, как тогда называлось село, на месте бывшего леса, отсюда и название: комли – пни, оставшиеся от корчевания леса.

Под руководством директора школы Л.К. Муравьёвой Лиза восстановила малоизвестные ранее факты из истории села, встречалась с людьми, жившими на этой улице до 60-х годов прошлого века, когда началось переселение. На этом месте была построена ферма.

Хотя часовню в Степном Дворце построили не так давно, выросло уже целое поколение, для которого она является историей. Шестиклассница Полина Алексеева под руководством В.С. Кузнецовой провела большую работу и почти пошагово не только восстановила ход строительства и первые годы деятельности часовни, но и изучила историю своего села, называвшегося в XVII веке Степнодворецким селением.

Саша Никонова, Закалтус.

Самую глубокую, по мнению жюри, исследовательскую работу представила Саша Никонова, ученица 7-го класса Кабанской школы. С руководителем С.Л. Гвозденской они создали атлас-определитель краснокнижных и редких птиц окрестностей села Закалтуса. Он покорил жюри: красивые профессиональные фотографии птиц и рисунки, выполненные талантливой рукой девочки, ламинированные страницы, исчерпывающее описание птиц...

И сама Саша – серьёзная, умная, хорошо знающая свою тему, и её развитая речь тоже понравились членам жюри. «Будущий учёный-орнитолог», — подумали они о девочке. А когда услышали, откуда у неё такой интерес к птицам, то поняли, что, скорее всего, правы. Оказывается, её дедушка Павел Ильич Никонов – известный в районе защитник природы и знаток местной флоры и фауны.

Сначала Саша делала снимки редких птиц, отдыхающих на озёрцах и болотах Боргоя во время осенних и весенних перелётов, а также гнездующихся здесь. Потом решила создать атлас, в котором не только общие данные об этих птицах, но и её личные наблюдения. Среди пернатых, которых она видела лично, – лебедь-кликун, журавль, дрозд, скворец, огарь (красная утка), чибис (в простонародье – пигалица) и множество других. Саша стала победителем в своей секции.

Лиза Ананина, Кабанск.

В другом кабинете работали ученики 5-11 классов в секции «Моя семья – частичка моей Родины». Интересный рассказ прозвучал про Анастасию Павловну Ипатьеву из с. Береговой. Казалось, её правнучка сама пережила события тех далёких военных и послевоенных лет, о которых пишет со слов предков. Биография прабабушки тесно связана с историей села, так что и эта веха из жизни Береговой была отражена в докладе Лизы Ананиной из Кабанской школы.

Максим Кобылкин, внук милиционера Николая Ивановича Кобылкина, погибшего при исполнении служебного долга, с гордостью рассказывал про своего деда. Как он жил, чем увлекался, как любил своих родных, и как они чтут его память. Максим отметил, что характер у него схож с дедушкиным: он такой же смелый и целеустремлённый, поэтому собирается учиться на военного.

Очень интересно было в спортзале. Здесь проводились мастер-классы по плетению масксетей и изготовлению окопных свечей. Мы попробовали и то, и другое.

У фотозоны, оформленной в военной тематике, фотографировались девушки. В конструкторском бюро ребята постарше делали макеты военной техники, на мастер-классе «Робототехника» собирали из деталей роботов, девочки плели «браслеты выживания», а малыши писали проникновенные письма солдатам на СВО.

Жюри было непросто выбрать лучшие работы, поэтому награждёнными оказались многие школьники. Назвать всех на страницах газеты не хватит площади. На следующий год организаторы лаборатории планируют привлечь ещё больше участников!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.