Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

09.12.2022 08:49 Пятница
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 48 от 01.12.2022 г.

Английский ледокол «Байкал» из Танхоя распилили на металл в Иркутской области

Автор: Андрей БЕЛОВ.

Тот самый ледокол-паром «Байкал». Фото с сайта музея Байкальского государственного биосферного заповедника.

  История Танхоя сильно отличается от историй других посёлков и сёл района. Здесь нет сельского хозяйства. Куры и козы в некоторых дворах – не в счёт. Старый Танхой – это могучие ледоколы, паромная и ледовая переправы в период строительства Кругобайкальской железной дороги, военно-морское училище в годы войны… Советский и нынешний Танхой – не только биосферный заповедник. Не одним заповедником живёт посёлок…

Местные краеведы по каплям исследуют богатое прошлое, ведут летопись поселения. Изданная литература, газетные статьи, электронные файлы копятся в библиотеке.

В 1903-1916 годах Танхой был важнейшим участком Транссиба. Посёлок и возник в связи со строительством магистрали.

Уже на старте великой стройки инженеры докладывали в Петербург: самым тяжёлым, затратным будет участок вокруг Байкала. Там горы, там скалы, обрывающиеся в воду. Предстоит вырубать тоннели, а скальная порода с трудом поддаётся человеческой силе. Все понимали, что прокладка Кругобайкальского участка затянется на годы, и надо использовать Байкал в качестве транспортного пути – переправлять вагоны с берега на берег паромом. А поскольку Байкал с января по май укрыт массивным слоем льда, этот паром должен быть и ледоколом.

За опытом русские инженеры ездили в США, где на Великих Американских озёрах ходил паром-ледокол на расстояние в 10 километров. После инженерного отчёта наверху было принято решение: изготовить такой же корабль, но мощнее. Из 12-и предприятий царь Николай Второй выбрал английскую фирму «Армстронг и К». Дальнейший ход событий показал: выбор был правильным – фирма исполнила все свои обязательства на 100 процентов.

Русскую машину доставили в Россию частями. Сборку организовали на месте, на берегу Байкала. Для возведения верфи и для сборочных работ выписали 400 рабочих с судостроительных заводов Санкт-Петербурга. Они трудились под руководством английских специалистов. Царским указом ледокол-паром назвали «Байкал». Его длина была 88 метров, на рельсовых нитках трёх его палуб размещались 25 вагонов по 20 тонн плюс запчасти, топливо, пассажиры и багаж. На тот момент это был второй паром-ледокол в мире по всем параметрам: мощности, грузоподъёмности и способности вспарывать льды.

В той же фирме Россия заказала ещё один ледокол, позже получивший имя «Ангара», – для подстраховки, замещения главного корабля. «Байкал» был в основном грузовым, а в «Ангаре» имелось больше кают для пассажиров, сама же она была поменьше габаритами.

Первый рейс «Байкала» состоялся в апреле 1900 года. На борт взяли несколько вагонов, паровозов, лошадей, грузов и аж 500 пассажиров. Всем хотелось отметиться, поучаствовать в историческом событии. К осени рейсы стали регулярными, ежедневными. Конечным пунктом на западе была станция Байкал (недалеко от нынешней Листвянки), на востоке – сначала Мысовая, с 1903-го – Танхой. Расстояние по воде – 40 километров. Время в пути – два часа.

На станциях для загрузки и выгрузки вагонов построили порты. Портовые пристани вытягивались далеко в море на приемлемую для парома глубину. Специальный маневровый паровоз выкатывал вагоны из парома, затем из вагонов формировался состав и уходил по железной дороге. Вот так в период прокладки КБЖД обеспечивалась непрерывность движения поездов между Петербургом и Владивостоком.

Рост напряжённости на Дальнем Востоке, приближение русско-японской войны ускорили строительство портов. Через Байкал везли грузы, почту, военнослужащих, арестантов. При авариях в портах, при поломке ледоколов запускали в работу гужевой транспорт (лошадей), а военной зимой 1905-го проложили по льду рельсы и шпалы с западного берега на восточный до Танхоя для передвижения воинских частей на японский фронт. Даже трудно поверить, что лёд удерживал такую тяжесть.

Осенью 1905-го Кругобайкальская железная дорога была построена. Значение паромной переправы снизилось, но она действовала, выполняя коммерческие рейсы. К тому же пропускная способность однопутной КБЖД, с малым количеством разъездов, была невелика, на ней случались срывы, и в дело вновь вступали паромы. Так продолжалось до 1916 года – до введения в работу второй железной ветки.

В Гражданскую войну ледокол-паром «Байкал» был подстрелен артиллерией, горел, утратил жизнеспособность. Много лет простоял он у причала на иркутской стороне. В 1927-м его распилили на куски. Более подвижная «Ангара» участвовала в сражениях. О её конечной судьбе сведения затерялись.

В годы Великой Отечественной в Танхой было эвакуировано Севастопольское военно-морское училище. Танхойский краевед Михаил Митюков подробно изучал эту тему. В боях за свой город курсантский батальон потерял треть личного состава. Чтобы сохранить будущих офицеров для ВМФ, высшее командование перевело училище сначала в район Каспийского моря, потом на Байкал, а далее во Владивосток. На Байкале, в Танхое, училище базировалось с декабря 1942-го по октябрь 1943-го. Вслед за курсантами и оборудованием в посёлок прибыли командный состав, преподаватели с семьями. Училище квартировало в Танхойском порту, учебные занятия проходили в школе. Бытовые условия приезжих были откровенно тяжёлыми. Зима, байкальские ветры, продуваемые насквозь бараки. И никаких других вариантов. В августе 1943-го состоялся единственный выпуск молодых офицеров флота. Многие выпускники сразу ушли воевать. А училище приготовилось к переезду во Владивосток. К тому времени трое юных танхойцев стали моряками-курсантами.

В послевоенную эпоху на байкальской территории началась бурная индустриализация. Для одних это был технический рывок, для вторых – насилие над природой. На Ангаре строили несколько ГЭС. Байкал, поднявшись, затопил ценные хозяйственные земли, сотни деревень. А в связи с появлением целлюлозно-бумажного комбината в городе Байкальске флоре и фауне вокруг озера-моря стало совсем туго. Ради охраны природы был создан заповедник с центральной усадьбой в Танхое.

В истории посёлка была и промышленная страница. В 1978 году здесь запустили в работу ремонтно-механический завод – филиал Селендумского РМЗ из Селенгинского района. В заводских цехах – токарном, фрезерном, столярном, малярном – трудились до 250 человек. Для них выстроили трёхэтажное общежитие. Однако завод даже не дотянул до лихих 90-х – обанкротился в 1989-м. Видимо, промышленность и Танхой несовместимы. Нельзя же бесконечно ломать природу. Здание общежития приобрёл под гостиницу Бурятский Совет профсоюзов.

В маленьком Танхое выросли большие личности: Герой Советского Союза Василий Морозов, профессоры Владимир Медведев, Валериан Викулов, Анатолий Колесников, Юрий Костин. Поэт Леонид Молчанов, капитан, участник боевых действий в Афганистане, написал цикл «афганских» стихов: «Мы чисты пред тобою, Родина. Будь и ты перед нами чиста», «В Афган нас провожали как героев, а после – оккупантами назвали», «Я навсегда останусь молодым и буду жить в коротком слове «память»… Его стихи положены на музыку. Художник Алексей Воробьевский – победитель всемирных выставок в Нью-Йорке, Лейпциге, Брюсселе и Монреале, лауреат госпремии им. Репина, мастер росписи, автор русского стиля в фарфоре… Танхойские корни имела и певица Валентина Толкунова – в посёлке родилась и жила до замужества её мать Евгения Смирнова…

(Окончание следует).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.