Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

09.11.2022 09:32 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 03.11.2022 г.

Раньше в Закалтусе работала лисья ферма, но после 90-х годов даже свинофермы не осталось

Автор: Андрей БЕЛОВ.

В Закалтусе немало домов на загляденье. Но при этом не остаётся декоративных наличников и ставней на окнах – деревенского колорита.

Начало  

Стела в центре села увековечила имена выдающихся земляков. Закалтусцы – это династии, поколения животноводов, механизаторов. Кормильцев! Идею стелы предложил ветеран Михаил Помазкин. Средства собирали жители, часть работ оплатила администрация поселения.

Закалтусная свиноферма не выжила в 90-х, а на молочно-товарной ферме стоит 150 голов. В былые годы на скотном дворе часами играла музыка – те «музыкальные» коровы давали больше молока. Нынче не до музыки, накануне зимы в коровниках нет отопления. Прошлой зимой его тоже не было. Надо ли удивляться тому, что никто не идёт работать на ферму – в сырость, холод, на мизерную зарплату, да с задержками, или на зарплату сеном, зерном? Людям нужны живые деньги и в срок. Пока за скотом на МТФ всё-таки ухаживают. А что будет завтра? Неужели минсельхоз не желает помочь?

На встрече с ветераном Павлом Никоновым мы поинтересовались:

- Павел Ильич, в Закалтусе ведь была и лисья ферма. Вы помните её?

- Помню. Была такая. В нарушение всех санитарных норм. Кому-то захотелось. Потом расхотелось. По-моему, к 90-м годам эту затею уже бросили.

- Большого следа в истории села она не оставила?

- Нет, не оставила…

Павел Ильич – человек с художественным восприятием мира. Охотовед, знаток своего края, изобретатель, мастер на все руки. Владеет технологией таксидермии, шьёт шапки, играет на гармошке. В своём дворе он создал музей. В книге отзывов – добрые слова от туристов, учёных, журналистов из разных концов страны и зарубежья.

Вместе со старостой Галиной Шевелёвой мы проехали по селу. Из улицы в улицу. Оно не такое уж маленькое.

- Но и большим не назовёшь, — уточняет Галина Валерьевна. — У нас 400 жителей.

- Давно вы – староста?

- С 2010-го.

- Знаете всех односельчан. Чем они заняты?

- У нас 140 дворов, в 40 держат скот. Не можем решить проблему с пастьбой. Мы, владельцы, готовы платить пастуху, а желающих пасти не находится. Пасём по очереди…

На сходах жителей волнует тема водоснабжения. В селе привозная вода, машина приходит два раза в неделю. Район обещает подвести водовод, уже и глубокая проектная скважина пробурена. У некоторых есть скважины во дворах, эту воду они называют технической, она жёлтого цвета, ради здоровья лучше её не пить. И года три назад, когда упал уровень Байкала, в частных мелких скважинах вода исчезла.

Водовод – дорогостоящее и долгое дело, со множеством экспертиз. По словам председателя районного комитета ЖКХ Владимира Конева, стоимость проекта в ценах двухлетней давности превышает 300 миллионов рублей. Пройдена экологическая экспертиза, впереди – экспертиза техническая.

Мы продолжили объезд села. Заезжаем на тракторно-полеводческую бригаду. Там тишина, как в лесу. Ни тракторов, ни людей.

- Не остаётся ни одного тракториста, — объяснила Галина Валерьевна. — Два последних ушли работать в Каменск, на стабильную зарплату…

При любых обстоятельствах местные любят своё село. А как не любить? Здесь всё родное, здесь их якоря – дома, хозяйства, могилы предков. Ежегодно сдают старосте деньги на содержание кладбища. Нынче наняли мужчину, он выкосил траву, заплатили ему пять тысяч. Наметили планы по замене входных ворот.

Всем миром собрали 60 тысяч для мобилизованных. Женщины вяжут носки, пакуют посылки с тёплыми вещами. Закалтусных мобилизованных и контрактников – десять. Для малого села это очень заметно. С бойцами держат связь по телефону, в посылки кладут шоколадки, трогательные записки, письма.

Эти заботы сплотили народ. А так пенсионеры признаются: месяцами не видимся. И уже не все знакомы между собой. Приезжают семьи издалека, покупают дешёвые домики. Есть и брошенные дома, но их не так много, как на правобережье. У Закалтуса удачное расположение – между Каменском и Кабанском, работу при желании найдёт каждый. Сюда заходят маршрутки. В этом смысле жить здесь проще.

Раньше в селе были детсад и начальная школа, а в Каменской новой школе набирался целый 4-й класс из закалтусных и станционных. Времена меняются, детей стало меньше, пришлось ужаться, сделать два в одном: школу-сад. Школьные площади поделили: половина – малышам, вторая половина – ученикам. Их всего девять. А старшеклассники учатся теперь не в Каменске, а в Кабанске.

В селе работает фельдшерский пункт. Клуб тоже действует – там репетирует женский ансамбль «Рябинушка».

Некоторые люди ничем не заняты. Они выживают разовыми подработками, пособиями.

А кто хочет жить – тот живёт. Есть настоящие дома-картинки. Денис Абсатаров, по профессии учитель труда, умеет ремонтировать любую технику: от утюга до комбайна. И он не просто построил красивый семейный дом, а создал образцовый уголок для жизни… Павел Ершов держит больше 30 голов КРС, без наёмных работников, с женой и детьми. Сейчас многодетный отец мобилизован в армию...

Мы попытались найти в селе старинную крестьянскую избу с наличниками и ставнями на окнах. Нашли одну-единственную. Почемуто все избавляются от традиций, от деревянной резьбы. И не только в Закалтусе…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.