Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

16.07.2020 16:13 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 29 от 15.07.2020 г.

Наша землячка - Калерия Рыльская из Посольского - стала героиней фильма

Автор: Екатерина ВОКИНА.

Январь 1945 года. Восточная Пруссия. Лётчицы перед полётами. На переднем плане – Калерия Рыльская.

Фильм "В небе "Ночные ведьмы" об отважных лётчицах, кем и была наша землячка.

Этот фильм, выпущенный в прокат в 1981 году, вновь транслировался по центральному телевидению в дни празднования 75-летия Победы. Всей семьёй в который раз смотрели его с удовольствием, потому что прототипом одной из героинь стала Калерия Рыльская из села Посольское.

Гвардии младший лейтенант, она награждена двумя боевыми орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени. Никто из женщин-фронтовичек республики не имеет такого сочетания высоких боевых наград.

Фамилия Рыльских в селе известна. О том, что Рыльские в XIX веке жили в Посольском, свидетельствуют записи в книгах Степно-Дворецкой Иоанно-Предтеченской церкви. Родственники героини и сейчас живут здесь. Её внучатая племянница Наталья Горенная делится воспоминаниями тех, кто знал её двоюродную бабушку (к сожалению, сейчас в селе уже никого из них не осталось):

«Рыльская Калерия Осиповна (по документам Иосифовна) родилась в 1920 году в селе Посольске. Отец – Рыльский Осип Иванович, был коммунистом-большевиком, рабочим электростанции. Мать – Рыльская Прасковья Васильевна, профсоюзный деятель в Иркутске.

Калерия обучалась в аэроклубе в г. Улан-Удэ, там и готовилась в лётчицы. Была очень бойкая, смелая. Любила наряжаться. Летала на самолёте «У-2», в основном это были ночные вылеты. Их задача была летать скрытно, низко, обстреливая и бомбя немцев. Немцы их называли «Ночные ведьмы». Самое опасное было во время вылетов не попасть в прожекторное пересечение немцев, это была ловушка. Но она всю войну была в строю. После войны работала в Иркутском аэропорту, затем в Адлере. Вышла замуж за лётчика. Сын также стал лётчиком. Когда с ней случился инсульт, сын забрал её к себе в Омск, где она и умерла. Это мне рассказала бабуля…»

Сведения не очень богатые, переданные по прошествии времени, но в музее Посольской школы (заведующая – В.Я. Давыдова) одна из экспозиций посвящена Калерии Иосифовне. Есть там её военные и послевоенные фотографии. Если долго вглядываться в лицо, то можно увидеть что-то почти родное. Разрез глаз, присущий большинству сибиряков, твёрдый взгляд, не лишённый задоринки, широковатые скулы, упрямые губы. Что чувствовала эта 23-летняя девушка, бомбившая по ночам фашистов на самолёте в составе легендарного 46-го Таманского бомбардировочного авиаполка? Как написала поэт Юлия Друнина: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Наверняка и наша землячка испытывала страх, но желание освободить родину от врага было сильнее.

Сама она писала так: «Молодой пилот широко раскрытыми глазами смотрит на открывшийся ему неведомый мир. С душевным трепетом пересекает и линию фронта. На земле бьёт артиллерия, чертят цветные трассы снаряды... Страшно, страшно лететь на хрупкой машине прямо в пасть врагу. Заслышав звук твоего мотора, немецкий прожекторист направляет в небо ищущий тебя луч. Вот-вот подключатся ещё несколько. Помчались вверх зенитные снаряды. Всё это по твою душу, молодой лётчик!»

По воспоминаниям родных, Лера всегда мечтала о небе. В 1939 году поступила в Херсонскую военно-авиационную школу. После её окончания она служила в Монголии. Уже шла война. Судя по наградным документам, в мае 1942 года она прибыла в Таманский полк, где лётчиками, штурманами и техниками были одни женщины.

Фашисты панически боялись их, вылетавших ночью и сбрасывавших бомбы на низком, «бреющем» полёте. Перед пикированием на вражеские позиции пилоты отключали моторы бипланов «По-2». Тогда был слышен лишь негромкий шелест воздуха под крыльями, напоминавший звук метлы. Поэтому немцы прозвали их «ночными ведьмами», но это прозвище было для девушек самым лучшим комплиментом – оценкой их вклада в победу.

На передовую её направили в сентябре 1943 г. Это решение командование приняло после одного тренировочного полёта Калерии, проходившем с опытным штурманом Екатериной Рябовой. Полёт проходил спокойно. Вдруг Рябова крикнула: «Разворачивайся влево, переходи на планирование!» Калерия подумала, что это продолжается тренировка, но почему голос штурмана стал таким тревожным? Оказалось, их самолёт подвергся атаке немецкого лётчика. Пулемётная очередь чиркнула по фюзеляжу. Калерия не растерялась и тут же сменила курс. Таким образом им удалось скрыться от преследовавшего фашиста. «А ты, Лера, молодец! У тебя быстрая реакция, а это качество – одно из главных для лётчика», похвалила её старшая подруга.

Боевые вылеты К.И. Рыльской начались в районе Керченского пролива. Всего их было 363, общий налёт – 762 часа. В наградном листе сказано: «Летает уверенно, смело, с большим желанием, с полной отдачей сил и энергии. Сбросила на головы немецких захватчиков 27000 кг бомбового груза, разбросала 26000 листовок войскам противника. В результате бомбовых ударов в зоне противника было вызвано 16 сильнейших взрывов, 21 очаг пожаров. В ночь на 15 января произвела 8 боевых вылетов, уничтожила живую силу и технику противника на дороге от п. Насельск до Н-Двур. Вся боевая работа тов. Рыльской сопровождается высокой эффективностью».

Какими жертвами давалась эта эффективность? Ведь несмотря на мужскую профессию женщина всегда должна оставаться женщиной. Ухаживать за собой, мыться-стираться, соблюдать личную гигиену. Калерия вспоминала, как девчата из их эскадрильи были счастливы, когда однажды перед наступлением их определили в небольшой посёлок, и жители уступили им свои дома. Девушки набили сеном мешки и спали на настоящих простынях! «Наши шёлковые подшлемники должны быть всегда выстиранными, выглаженными и даже выкрашенными, — вспоминала героиня. — У кого в синий, у кого в голубой, а у кого и в красивый солнечный свет. Разноцветные подшлемники стали для нас единственным украшением…»

Она бомбила фашистов на Кубани, в Крыму. Осенью 1944 года их полк пересёк государственную границу СССР. Далее её боевой путь продолжался в Восточной Пруссии. Калерия Рыльская тогда писала: «Родина моя! Отчизна! Мы покинули твои пределы и летим на лёгких полотняных крыльях всё дальше на запад. Кому из нас суждено вернуться на порог родного дома, а кому – сложить голову на чужбине?..»

Без единого ранения и контузии Калерия Рыльская после войны вернулась домой. Потом уехала в Иркутск. Вышла замуж за военного лётчика Михаила Цисса. Её сын, Александр Цисс, был полярным лётчиком. Калерия Иосифовна трудилась в Восточно-Сибирском управлении гражданской авиации, затем – диспетчером службы движения в аэропорту Адлера. Когда тяжело заболела, сын забрал мать к себе в Омск. Там она и нашла своё последнее пристанище...

Январь 1945 года. Восточная Пруссия. Лётчицы перед полётами. На переднем плане – Калерия Рыльская.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.