Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21-22 от 14.03.2013 г.

Дело за коллективом

Автор: Надежда ГЛУШКОВА
Выйдет ли автошкола ДОСААФ из затянувшегося кризиса?

В первый день марта в райадминистрации состоялось совещание, провести которое следовало бы на полгода-год пораньше. Глава района С.В. Савватеев, его заместитель А.А. Жилин, военный комиссар района В.А. Шемякин, начальник ОМВД России по Кабанскому району С.В. Звездин, глава Кабанского поселения Д.С. Швецов, председатель регионального отделения ДОСААФ России по республике Д.Н. Наконечников, дисквалифицированный начальник Кабанской автошколы Л.А. Позднякова, бухгалтер автошколы Л.В. Моисеенко и преподаватель В.И. Капустин решали наболевший вопрос – как выжить автошколе ДОСААФ.

Как сказал Сергей Витальевич, поводом для встречи стала неприятная череда событий в автошколе – пожар, обращение курсантов в полицию с заявлением на одного из преподавателей, избиение курсанта. Только все эти проблемы, а также ряд других, случились не в один миг, и более пристальное внимание власти к ним ещё годом ранее, возможно, могло бы изменить ситуацию. Хотя Алексей Александрович заявил, что "весь прошлый год мы держали автошколу на контроле, и наши письма повлияли на то, что руководство автошколы и ДОСААФ обратили внимание"… Наверное, так, пусть и говорит коллектив о том, что о них забыли и руку помощи вовремя не протянули.

На повестку было вынесено несколько вопросов: работа с военкоматом, плохое состояние общежития, бесконечные проверки школы военной прокуратурой, задолженность по заработной плате.

Коллектив, по словам С.В. Савватеева, обеспокоен снижением количества курсантов. Если в прошлом году их было зачислено около сорока, то в следующем обучаться будут порядка 25 (при коллективе автошколы в 30 человек!). Военком ситуацию прокомментировал: "Дело в том, что парней призывного возраста очень мало. Раньше только Кабанск давал 40 курсантов, сегодня таковых – 5-7 человек. К тому же открылась автошкола в Тунке, теперь тункинцы и окинцы обучаются там. Кроме того, обучением занимаются автошкола РОСТО-1, Шигаевская школа, политехнический техникум".

Чтобы выжить, автошколе придётся зарабатывать на платных услугах. "Не нужно забывать, что ДОСААФ – это добровольное общество содействия армии и флоту. А это значит, что автошколы должны не сидеть на шее у министерства обороны, а сами зарабатывать деньги", — с военкомом согласились все присутствующие, за исключением работников автошколы. Последние к этой идее относятся скептически и ссылаются на то, что для дополнительных услуг нужно иметь начальный капитал, что у них много конкурентов в лице частников, обучающих на категорию "В", что бесконечные проверки военной прокуратуры парализовали работу автошколы.

Д.Н. Наконечников высказал свою точку зрения: "Я не вижу критического состояния в автошколе. За последние два года отремонтировали кровлю и отопление, установили новый котёл. План подготовки уменьшается с каждым годом, но при этом сумма финансирования на нынешний учебный год останется прежней. В этом году Кабанская автошкола получит три легковых автомобиля "Шкода" и специализированный компьютерный класс для сдачи экзамена по теории ПДД".

С.В. Звездин, в свою очередь, поинтересовался, почему ни разу работники автошколы не обратились за помощью к нему, а высказали свои предложения лишь на совещании. "Ни одного работника автошколы в своём кабинете я не видел. Вы ведь ни разу ко мне не обращались. На днях прошла сдача экзамена на получение водительского удостоверения. В группе из двадцати человек, которые обучались у частников, сдал всего один! Мы готовы проработать предложение о том, чтобы жители района обучались вождению в автошколе – качественно и надёжно".

Немного удивил вопрос преподавателя В.И. Капустина: "Есть сведения, что некоторые автошколы готовят по 5-6 человек курсантов. Может, такие школы уже нерентабельны?" Действительно, в Хоринском районе автошкола в прошлом году выпустила всего три курсанта. Но раз она до сих пор работает, значит, выживает за счёт платных услуг. И дело ли – закрыть одну автошколу, потому что другая выжить не может?

Если честно, то складывается ощущение, что коллектив автошколы не особо горит желанием самостоятельно зарабатывать деньги. Несколько предложений прозвучало на совещании, которые действительно смогли бы облегчить участь автошколы, только вот реакция присутствующих работников была неоднозначной. Находилась то одна, то другая причина, якобы мешающих взять и сделать. Только вот, уважаемые, тарелочка с голубой каёмочкой бывает лишь в сказке.

В течение часа собравшиеся обсуждали, искали пути выхода, вносили предложения. С последним, кстати, получилось неплохо: сдавать в аренду спортивный зал на приемлемых условиях, открыть тренажёрный зал, начать обучение вождению на тракторе, открыть курсы судоводителей и т.д. Помочь в перечисленном автошколе обещали. Теперь главное – чтобы коллектив принял, понял, поддержал и взялся за дело. А иначе – не выжить.

Судить кого-либо, искать виноватых в том, почему же Кабанская автошкола оказалась на грани кризиса, трудно. Здесь у каждого своя правда. Точнее, три видения ситуации – коллектива, заведующей общежитием и курсантов.

Первые во всём винят И.Г. Белых, заведующую общежитием. Если бы не её постоянные жалобы во всевозможные инстанции, работа автошколы велась бы в прежнем режиме, — считает большая часть коллектива. Ирина Геннадьевна же бьёт тревогу по вполне серьёзному поводу – отношение в автошколе к курсантам отвратительное, им не созданы условия для проживания, питания и даже обучения.

Самым объективным здесь, наверное, можно считать мнение самих курсантов. 6 марта, в день сдачи экзаменов, мы встретились с некоторыми из них. Четверо молодых ребят в растерянности сидели по комнатам. Пятый усиленно решал билеты по правилам дорожного движения. Оказалось, что его не допускает до занятий один из преподавателей. Повод, по словам Ирины Геннадьевны, ничтожный – парень заикается. Но раз он прошёл медкомиссию в военкомате и был зачислен в автошколу, значит, учить его были обязаны.

Те четверо, которые в столь ответственный день находились в общежитии, пояснили, что один из преподавателей (кстати, тот же самый, что не допускает курсанта с дефектом речи) их просто завалил на экзамене. «Один из нас ответил практически без ошибок. Но у него с мастером за несколько дней до экзамена случился конфликт. Вот и поплатился. В чём мы провинились, так и не поняли».

О том, как сказать о своём отчислении (а оно наверняка будет, на шанс ещё раз сдать экзамен, курсанты уже не надеются) родителям, парни боятся думать. К тому же были потрачены немалые по нынешним меркам деньги: по пять тысяч за обучение вождению на категорию «В» (а завалив основной экзамен, курсант не получает водительское удостоверение категории «В»), по 15-20 тысяч на помывку в бане (в общежитии не то что душа, даже тазов для стирки нет), покупку продуктов (о том, как кормят в здешней столовой, можно говорить долго) и дорогу домой (ребята живут в другом районе). Эти деньги автошкола ребятам и их семьям, естественно, не вернёт. Зато получит положенные деньги за проживание и питание (ныне – командировочные) курсантов от военкомата – по 13 тысяч ежемесячно за каждого. Есть ли смысл доводить обучение курсанта до логического конца, когда финансирование всё равно будет?

Вот здесь-то и хотелось бы вспомнить озвученный на совещании вопрос о нехватке курсантов. Причём поставленный именно коллективом автошколы. Стоит ли его задавать, если, по словам И.Г. Белых, из 50-и курсантов в начале года к концу обучения осталось лишь 35? На самом деле ведь не им столь важно прийти в армию подготовленными специалистами, сколько государству. Выполняет ли Кабанская автошкола свою прямую обязанность – научить молодых парней, грамотно их подготовить к службе, обеспечить армию специалистами?

Как сказал преподаватель автошколы: «Они травку курят, пиво пьют, с ними невозможно работать». Только почему-то начальник ОМВД России по Кабанскому району С.В. Звездин о жалобах коллектива автошколы в полицию на курсантов ни разу не упомянул. Зато сказал, что от курсантов есть несколько заявлений на преподавателя автошколы за неположенное не то что по уставу, даже по педагогической этике отношение. А кто должен принимать меры по воспитанию курсантов? Кому родители вверили своих детей?

Интересным получился разговор с вахтёром. На вопрос, какие обязанности он должен выполнять, мужчина чётко ответил: «Не знаю. Мне сказали сидеть и всё. Ещё окурки с крыльца сметать». Кто проходит в общежитие, в каком состоянии – это, видимо, не его забота…

Вполне резонный вопрос задал на совещании А.А. Жилин работникам автошколы: «Вы сами смогли бы жить в тех условиях, что у вас в общежитии?» На что получил ясный ответ: «Они (курсанты – ред.) сами приезжают с заимок, деревень». Алексея Александровича гениальный ответ ввёл в лёгкий ступор: «Вы понимаете, что сейчас говорите?»

А что здесь понимать: косметический ремонт в общежитии не проводился два года; судя по чёрным пятнам на потолках в комнатах и коридоре, в здании начался грибок; не везде по правилам проведена проводка; в тесных комнатах ютятся по 4-6 обучающихся; на одном этаже с курсантами временно проживают посторонние люди; в столовой не хватает посуды, не так давно убрали из обихода пол-литровые стеклянные банки, служившие вместо кружек; меню, как сообщила одна из работниц столовой, на день не составляется, а в течение дня (получается 4 раза за день) завскладом сообщает работникам столовой, что сварить на завтрак, обед, полдник, ужин, исходя из скудного складского ассортимента.

При этом бухгалтер автошколы на совещании говорит о рентабельности школы в 1,7 миллиона рублей. Не нам судить, возможно ли из этой рентабельности выделить небольшую часть хотя бы на посуду и те самые тазы для стирки.

В общем, проблем в Кабанской автошколе хватает. Только большая часть из них вполне решаема. Д.Н. Наконечников во всеуслышание заявляет, что по истечении срока дисквалификации экс-начальник Л.А. Позднякова снова возглавит автошколу. Хочется верить, что со второго захода у Любови Александровны получится навести здесь полный порядок.

Поживём – увидим…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.