Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 21.02.2024 г.

В Бурятии в Степном Дворце одна из улиц носит имя полного кавалера ордена Славы Николая Фёдоровича Суворова

Автор: Андрей БЕЛОВ.

Николай Суворов с Женой Анной и дочерьми.

В Степном Дворце есть улица Суворова. Николай Фёдорович Суворов – фронтовик, полный кавалер ордена Славы. Разведчик, командир отделения. Он шутил: «Все воевали шагом, а мы, разведчики – ползком».

У его родителей было пять сыновей и дочь. На фронт ушли четверо из семьи – трое братьев во главе с отцом. Младший погиб, остальных судьба сберегла. Николай вернулся позже всех.

В 19 лет Николай Суворов попал в самое пекло войны – под Сталинград. Дошёл со своей дивизией до Берлина. Сибиряка-разведчика наградили медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. Дальше в течение года он получил три ордена Славы: 3-й степени – 30 июля 1944 года, 2-й степени – 7 марта 1945-го, 1-й степени – 15 мая 1945-го.

В боях под Берлином сержант Суворов был тяжело ранен. О присвоении ему третьего ордена Славы узнал в госпитале. Это был выдающийся факт. А ему временами бывало тяжко, он долго лечился. И лишь в 1947-м приехал в родное село Степной Дворец.

О его боевом пути, об орденах Славы подробно написано в книгах, газетных статьях. И почти ничего – о событиях в мирной жизни. Главными послевоенными наградами он называл жену и троих детей.

Ещё до войны Николай сам, без наставников, освоил игру на гармошке. Зная это, земляки предложили демобилизованному бойцу поработать завклубом. Там он и встретил свою первую главную награду – певунью Анну, Анну Ивановну. 6 января 1948-го фронтовик отметил своё 25-летие, а на следующий день, в Рождество, молодые сыграли свадьбу.

- Родители прожили вместе 55 лет, были сильно привязаны друг к другу, — рассказала дочь Суворовых Тамара Гусева. — Однажды папа уехал на курорт. Его хватило там на неделю, он сбежал домой. Мама удивилась, а папа объяснил: «Знаешь, мать, с тобой я поправлю здоровье быстрее. Без тебя курорт мне не нужен». Она была ему опорой. Хранила письма однополчан, готовила его к встречам с земляками и стол к приездам гостей. Его часто приглашали и к ним приезжали. Мама умерла в 2003-м, он затосковал: «Без неё я не жилец». И ушёл к ней менее чем через год, похоронены они в одной оградке…

Во многих книгах, газетах, даже на бюсте годом смерти Николая Суворова указан 2002-й. Это ошибка. Тамара Николаевна показала нам свидетельство о смерти отца: он умер 12 февраля 2004-го.

Вторая ошибка: по многим сведениям, улицу в Степном Дворце назвали его именем в 1998-м, при его жизни. Но ведь так не бывает. Дочь не помнит точной даты, но уверена: улицу Набережную переименовали в улицу Суворова в 2008-м или 2009-м. И в те же годы имя Николая Фёдоровича присвоили улице в Улан-Удэ, на Батарейной.

Но вернёмся к его трудовой книжке. В клубе он работал недолго. За красивый почерк ему предложили должность колхозного счетовода. Потом коммуниста Суворова (он вступил в партию в годы войны) назначили председателем колхоза «Красный партизан».

С началом укрупнения сельского хозяйства «Красный партизан» вошёл в состав совхоза «Кабанский», а Николай Суворов стал управляющим вторым совхозным отделением в Истоке. В этот период он вместе с коллективом участвовал в выставках на ВДНХ.

Следующие ступени: председатель Степно-Дворецкого сельсовета, а с середины 60-х – директор охотхозяйства Шигаевской турбазы от Улан-Удэнского предприятия «Электромашины».

- Нам говорили, что папа очень строг на работе, — продолжает Тамара Гусева. — Наверное, это так, он ценил порядок. Но с нами, детьми, он был добрым…

О войне Николай Фёдорович вспоминать не любил, как и многие его друзья-фронтовики. Но, будучи статусным человеком, он полагал, что не имеет права отказаться от приглашений.

Тамара Николаевна заметила по этому поводу:

- Как -то в Кабанске ко мне подошла коллега: «У вас в Степном Дворце живёт герой Суворов. Ты знакома с ним?». Я решила, что это шутка, и подыграла: «Знакома, в соседях жили». Она обрадовалась: «Помоги пригласить его на встречу к празднику». «Он уже приглашён в другие места». «Откуда ты знаешь?». «Знаю. Он мой отец». «Неужели? Извини, я никогда не слышала от тебя. А ты же сказала: сосед». Мы, две его дочери и сын, с детских лет понимали, что наш отец имеет большой почёт, но были воспитаны в честности, никогда не прикрывались его именем…

А каким образом в Степном Дворце появилась фамилия Суворов? По мнению жителей, первые Суворовы были ссыльными ещё в 18-19 веках. Вполне возможно, что они потомки Суворова-полководца. У самого полководца не было родных детей, но были кровные родственники. Впрочем, это тема отдельного глубокого исследования.

Николай Фёдорович увлекался рыбалкой, фотографией, автотехникой. Первым семейным автомобилем стал «Запорожец», его сменили «Жигули» – любимая всеми «копейка». Потом хозяин предпочёл «Оку» за её лёгкость и маневренность – эту машину выделяли фронтовикам.

О «звёздных болезнях» тогда не имели понятия. В деревне ими никто не страдал. Николай Суворов всю жизнь оставался порядочным, благородным, натуральным. Последствия от 11 боевых ранений мешали ему жить, но он не жаловался. В том поколении уживались скромность и стойкость, неустанный труд и спокойная сила души и духа…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.