Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

07.09.2023 12:21 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 35 от 31.08.2023 г.

В годы Великой Отечественной войны многие школьники Степного Дворца бросали школу ради работы

Автор: М.И. СУВОРОВА.

В Степнодворецкой сельской библиотеке есть фото коллектива преподавателей Степнодворецкой школы 1965-66 гг. Фотографий до этих лет, к сожалению, нет.

  Накануне 1 сентября я часто вспоминаю своих одноклассников. Многих уже нет в живых, а про некоторых ничего не знаю.

Война началась, когда мы учились в начальной школе. Кто-то перестал ходить в школу почти сразу: нечего обуть или одеть, нечего поесть, поэтому 4-й класс окончили только 24 человека.

Первой бросила школу Суворова Пана – не пришла во второй класс. Её отец Прохор Васильевич уехал на бортовой машине в числе первых и погиб на войне тоже в числе первых из села. В семье было шестеро детей. Мать Мавра Сергеевна работала в колхозе, Пана была за хозяйку в доме. Сестру Паны Аришу отдали в няньки в село Исток, там она и осталась. Я только в начале двухтысячных узнала, что Ариша не ходила в школу ни одного дня и знала одну-единственную букву «с». Случилось это так. Она приехала в сельскую администрацию в Большую Речку (Исток тогда включили в Большереченскую администрацию), прихватила с собой бутылку молока для меня. Вместе с молоком даёт мне открытку, просит подписать. На мой вопрос, кому, отвечает, что мне. Ариши уже не стало, а открытку с единственной буквой «с» я долго хранила.

Самой близкой для меня в начальных классах была Суворова Феня, мы учились в одном классе, жили по соседству, каждое лето, кроме других дел, занимались заготовкой рыбы. То плавали на маленькой лодке в Шаманку или Харауз, то пешком ходили в Исток. Феня окончила Фельдшерско-акушерскую школу в Улан-Удэ, получила направление в Орлик Окинского района, где работала долгие годы. Позже заведовала детскими яслями-садом в Новоселенгинске. Она ушла из жизни 31 декабря 2012 года.

Дольше всех из своих одноклассников по начальной школе я общалась с Сурановой Октябриной Петровной. С ней мы продолжили учёбу в 5-7-м классах Твороговской школы, даже жили на одной квартире, вместе выполняли домашние задания. Позже жили в одной комнате в общежитии педучилища в Улан-Удэ, правда, учились в разных группах. После она окончила в Иркутске дошкольное педучилище, трудилась воспитателем в детском саду. Из всех тогдашних наших одноклассников прожила Октябрина недолго.

В Селенгинске живёт Василенко Зинаида Александровна – Зина Баженова, почти моя ровесница, она училась вперёд на один год. Её отец Александр Фёдорович начинал учить нас в первом классе, но его ещё до войны призвали в армию. Мать Зины Капустина Александра Ивановна была заведующей школой. Я не знаю ни адреса, ни телефона Зины. Знаю лишь, что она работала учителем в школе. Мы очень давно не встречались, но в детстве были дружны. В годы учёбы в педучилище, будучи на практике, я давала урок в её платье, так как своего подходящего у меня не было. О Зине мне иногда сообщает моя родственница.

В годы Великой Отечественной войны в наш сельский Совет приехали переселенцы. В Степном Дворце стала жить семья Потаповых: отец с матерью и дочери Вера, Мария, Ольга, Раиса, Тася. Их мать была членом партии, поэтому для них построили двухквартирный дом. Сейчас этого дома нет, так как часть улицы от моста в сторону кладбища снесли в 1954-м. В Каменске живёт Оскорбина Лариса Евдокимовна – дочь Марии. Там же живёт дочь Веры Потаповой.

Помню ещё две семьи переселенцев. Главой одной из них была женщина по имени Зифа. У неё были сын Ильсур и дочь Анна. Анна и сейчас живёт в Степном Дворце.

У второй семьи была фамилия Ягановы. Мать говорила с акцентом, а дети Кирилл и Лида – чисто. Семья жила в помещении 2-й бригады – обычном деревенском доме с русской печью. Лида училась в нашем классе. После окончания начальной школы я её долго не видела. Теперь она живёт в Каменске, но я не знаю ни адреса, ни её новой фамилии.

Мои одноклассники, не получившие образования, позже учились в вечерних школах, другие получали профессии на курсах, некоторые были разнорабочими, но не было ни одного тунеядца. В районе многих из них знают как хороших сельских специалистов.

Директором сельхозпредприятия в Степном Дворце работает сын моего одноклассника Яши Суранова. Там же живёт дочь Афони Суворова.

...Жаль, что нас в годы учёбы никто ни разу не фотографировал. Нет даже фото учительницы, которую мы все очень любили. А мы, дети, в войну не только учились, работали, но и оставались детьми: играли в лапту, чехарду, иногда прямо на переменах в школьном коридоре. Если был дождь, лепили из влажного песка дома, в которых мечтали жить…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.