Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

30.06.2023 09:03 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 25 от 22.06.2023 г.

78 лет спустя Глафира Бурлакова из Колесово узнала, где похоронен её отец, погибший в Великой Отечественной войне

Автор: Елена ШУШУЕВА.

С портретом отца Глафиры Николаевны потомки семьи Ткачёвых-Бурлаковых идут в Бессмертном полку.

  Для Глафиры Николаевны Бурлаковой село Колесово – вторая родина. Здесь она живёт с 22 лет, здесь 33 года работала дояркой на ферме. Ей сейчас 86, и она – центр притяжения большой семьи. Пять детей, девять внуков, правнуки, праправнуки. Потомки должны знать историю семьи, считает она. Всю жизнь Глафире Николаевне хотелось узнать, где погиб её отец, ушедший на фронт в 1942 году.

Обрывочные детские воспоминания сохранились в памяти тёплыми островками. Семья родителей жила в деревне Ишага Нерчинско-Заводского района Читинской области. Отец Николай Павлович Ткачёв работал в колхозе строителем. В семье друг за другом рождались сыновья. А потом появилась дочка Глаша.

- Папа мне радовался, придёт с работы и с рук не спускает. Я так его и запомнила: высокий, добрый, голоса никогда не повышал, — говорит она.

На фронт отца не призывали из-за слабого зрения. Но в 1942 году он пошёл добровольцем. В семье было уже пятеро детей. Мама Глафиры Николаевны говорила, что удерживала отца: «Как я без тебя с ребятишками одна останусь?». Но отец успокаивал: «Сейчас надо идти. Будет много на фронте солдат, у нас сил прибавится, и война быстро закончится».

- Помню, тепло стояло, май месяц. И мы пошли за деревню провожать папу, — рассказывает Глафира Николаевна. — Самого маленького отец нёс на руках. Мама нам сказала внизу остаться, а сама поднялась на сопку с отцом. Там они попрощались. И всё, больше мы папу не видели. Только три письма-«треугольничка» пришло…

В 1944-м принесли похоронку: «…рядовой Ткачёв пропал без вести». И больше ничего. Три года назад розысками занялся племянник Глафиры Николаевны. Он полный тёзка своего погибшего деда – Ткачёв Николай Павлович. Живёт сейчас в Екатеринбурге, родился и вырос в Колесово. Мы созвонились, вот что он рассказал:

- Про боевой путь деда ничего не знал. Помню только, что у бабушки Анны Никифоровны в сундуке лежали его фронтовые письма. Почему-то заняться этим было всё недосуг. И только три года назад я попросил у тёти выслать мне похоронку на деда. Начал искать. Писал в архивы. В интернете тогда сильно ещё не разбирался, но стал смотреть на сайтах, в том числе «Память народа». Удалось найти краткие сведения.

В архивных справках говорилось, что Николай Павлович Ткачёв, 1903 года рождения, погиб 18 июля 1944 года возле деревни Яшунай Алитусского района в Литве. Воевал в составе 18-й гвардейской стрелковой дивизии, в артиллерийском взводе противотанковой обороны.

В архивном документе значится, что рядовой Ткачёв похоронен в двух километрах восточнее деревни Яшунай, на опушке леса в братской могиле. Если считать сверху, то его могила третья в первом ряду.

В июле 1944-го Красная армия проводила масштабную наступательную операцию «Багратион», в ходе которой была освобождена Белоруссия, часть Литвы и Польши. В июльских боях за город Вильнюс и его окрестности погибло 80 тысяч советских солдат и офицеров, в числе которых был и Николай Ткачёв.

Племянник прислал Глафире Николаевне архивную выписку. Там указаны данные на 12 бойцов, покоящихся в той братской могиле. Четверым из них было всего по 19 лет. Красноармейцы из разных мест: Житомирская, Саратовская, Рязанская, Омская области, Башкирия, Москва. Только четверо в солдатских медальонах написали среди родных жену, остальные восемь – мать или отца. Возможно, молодые ребята ещё и не успели обзавестись семьями…

- Сколько же тогда полегло народа, — утирает слезу Глафира Николаевна. — И снова молодые солдаты гибнут… Как всё это пережить?..

Голодно, тяжело пришлось тогда, в 1944-м, её матери одной с ребятишками. На трудодни в колхозе давали совсем немного хлеба. Летом варили похлёбку из нескольких ложек муки и молодой крапивы. Бедовали, но смогли пережить лихолетье.

Переехать в Колесово Глафиру позвал старший брат Павел. Глафира перевезла с собой маму. Устроилась в Колесово на ферму совхоза «Кабанский». Здесь, в Колесово, вышла замуж, родились дети. Колесовская ферма «гремела» своими знаменитыми доярками-трёхтысячницами. Глафире Николаевне за трудовую доблесть приходило приглашение в Москву на ВДНХ – выставку достижений народного хозяйства. Но она не поехала: дома пять ребятишек. А значок ВДНХ до сих пор бережно хранит. Жаль почётной доярке, что сейчас от совхоза-миллионера остались одни воспоминания. Она даже сочинила и спела нам частушку:

Были грамотные люди, до чего же довели –

Весь совхоз порастащили, олигархов завели!

И потом решила продолжить, но уже про современность, про Колесовский «Рубин»:

Никонову Александру – ему слава и хвала,

Он пшеницей засевает колесовские поля!

Много интересного может рассказать Глафира Николаевна, бережно хранящая историю своей семьи.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.