Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

01.04.2021 15:14 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 17.03.2021 г.

Пять зим занималась в архивах Наталья Воронина, чтобы написать книгу о Никольске.

Автор: Елена ШУШУЕВА.

Наталья Воронина пишет сейчас вторую книгу, о своей родословной.

Историю Наталья любит со школы. По этому предмету у неё всегда была твёрдая пятёрка...

Историю Наталья любит со школы. По этому предмету у неё всегда была твёрдая пятёрка. Интересно было слушать учителя Зинаиду Иосифовну Садовскую в Шергинской школе. И в родном Никольске много исторических мест, а рядом Фофоново, где стоянка древнего человека. Всё хотелось узнать! Наташа даже мечтала стать археологом...

Но школа осталась позади. Девушка выбрала другую профессию. Окончила Восточно-Сибирский технологический институт. Стала инженером-технологом по хранению и переработке зерна. Двадцать лет работала в лаборатории Селенгинского хлебоприёмного пункта. Работа ей нравилась. Когда предприятие задышало на ладан, решили открыть с подругой свою хлебопекарню. Тоже получилось.

Но она то и дело ловила себя на мысли, что ей хочется чего-то ещё. Оказалось, что школьное увлечение историей просто на время «ушло в тень». Её всегда мучил вопрос: почему про родной Никольск не получалось найти никаких исторических сведений?

…Пошла на пенсию. Летом – огород. А зимой появилось много свободного времени. И новоиспечённая пенсионерка решила начать поиски. Сначала обошла все близлежащие библиотеки. Просмотрела краеведческую литературу в Брянске, Селенгинске, Кабанске, съездила даже в Мостовку. Но о Никольске никаких данных не было.

- Как так может быть? — недоумевала Наталья Григорьевна. — Село наше старинное, а сведений нет… Другие сёла отмечают большие даты, а мы не знаем даже, когда образовался наш Никольск...

Поехала в Национальный архив Бурятии. И там искала сведения по церковным отчётам. В царское время весь документооборот в сёлах вели храмы. Супруг Натальи Григорьевны несколько раз в неделю по работе ездил в Улан-Удэ. И она стала ездить с ним в город, в архив. Сначала муж отнёсся к её затее несерьёзно, подшучивал. А потом тоже увлёкся, заинтересовался – он сам никольский.

Работу в архиве никак нельзя назвать быстрой. Надо знать, что и где искать. В первый приезд можно только заказать нужные фонды, а через две недели приехать и посмотреть их. Как правило, ничего из того, что ищешь, не будет. Но какая-то деталь, зацепка может натолкнуть на мысль, где искать дальше…

Наталья Григорьевна не сдавалась. Она просмотрела много фондов. И в архиве её уже узнавали. Когда удавалось хоть что-то найти о Никольске, сотрудники радовались вместе с ней.

Тексты документов написаны по-старославянски. Просмотрев сотни страниц, Наталья Григорьевна научилась понимать, что там написано. И вот ей в руки попался документ 1679 года. Казацкий десятник Михайло Колесаров писал, как ходил на лодках-дощаниках до Байкала и обратно. Проходили казаки «по Селенге в Ильинской волости у селения Трясковского». Написано, что «…большая часть селения немного в стороне и часть за рекой по течению на правой стороне Селенги…» Михайло Колесаров в своей отписке сообщал, что там стоит двор казака Мокея Фёдорова.

- Неужели нашла? — не верила Наталья Григорьевна. — Она показала эту запись работникам архива. Получается, что это первое упоминание о Никольске.

- Земледелие тогда было заимочным, - говорит краевед, — тресковские хозяева видели, что на той стороне Селенги хорошие покосы. Стали переплавляться, косить. Построили первые летники. Один хозяин, другой. Поняли, что тут и рыбалка хорошая, и лес рядом. Желающие стали потихоньку переселяться. Образовалась заимка. После 1777 года в селе построили часовню во имя Николая чудотворца. Отсюда и название села – Никольск. И вся жизнь никольских тесно связана с тресковскими. Там родственники, замуж туда выходили, в гости друг к другу ездили.

Очень помогли в поисках Наталье Григорьевне сведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 года. Ещё она смотрела разные документы: о каторжниках, о побегах, о наводнениях, о покосах. Когда практически всё, что можно было найти о Никольске, было прочитано, Наталья Григорьевна решила съездить в архив города Читы. Поработала там. На следующую зиму поехала в архив Иркутска. Кое-что удалось добавить к своим записям о Никольске. Хотела поехать в Красноярск, позвонила туда. Но ей отсоветовали, сказав, что все документы по Бурятии передали в Улан-Удэ.

- Никольск наш был зажиточным селом. В 1917 году на 5 1 двор б ыло 639 голов скота, почти 400 гектаров пашни, 10 телег, семь жнеек, кузница, печь для смолокурни и дёгтя. Сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овёс, занимались огородами.

Все документальные сведения Наталья Григорьевна собрала в книгу. Выпустила её в Кабанской типографии небольшим тиражом. Теперь никольские жители могут прочитать, что их селу почти три века… А Наталья Григорьевна с мужем, долгое время жившие в Брянске, построились в Никольске, перезимовали там первую зиму: «Очень хотелось на родину. Здесь лучше, спокойнее»…

В книге о Никольске есть интересные фотографии. Например, царские кавалеристы, 1883 год. Крайний справа (сидит) – дед Натальи Григорьевны – Ипат Фёдорович Устьянцев.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.