В Бурятии в школах Кабанского района с недавнего времени работают советники по воспитанию
Одной из наиболее интересных и обсуждаемых тем последних лет в сфере школьного образования России является введение новой штатной единицы – советника директора по воспитанию. Согласитесь, должность звучит очень непривычно?
Людям, весьма далёким от педагогики, сложно понять, чем его обязанности отличаются от задач завуча по воспитательной работе или педагога-организатора. Но на практике разница существенная: завуч – это административная должность, он занимается документацией, отчётностью, утверждает и составляет программы, планы, графики, расписания. Педагог-организатор – исполнитель, руководит работой кружков и секций, отвечает за проведение общешкольных событий, но работает по уже готовому сценарию мероприятия.
А каковы задачи и компетенции советников? Чем их функциональные обязанности отличаются от деятельности заместителя директора по воспитательной работе? Оказывается, нововведённая должность – организационная и консультационная. Советник придумывает мероприятия в рамках федеральной повестки, занимается содержанием воспитательной работы, оказывает методическую поддержку педагогам, вводит в школьную практику новые формы работы с детьми.
В связи с развитием цифровых технологий сегодняшние дети становятся заложниками виртуального мира. И это не единственная проблема, заставляющая нас, взрослых, и педагогов в первую очередь, заполнять их жизнь интересными и полезными делами, способствующим их развитию и здоровью. Однако ещё далеко не во всех учебных заведениях Российской Федерации должность советника по воспитанию функционирует в полную силу по самым разным причинам.
- Такая должность ещё только вводится, и пока по ней никто не работает, — утверждает моя бывшая однокурсница Галина Лищенко, сейчас преподаватель словесности в одном из колледжей Севастополя, — это предложение прозвучало совсем недавно в послании Президента, таких штатных единиц у нас ещё нет.
Однако в Кабанском районе такие единицы есть. Марина Мухина, советник директора по воспитанию Шигаевской школы: «То, чем я сейчас занимаюсь, напоминает, скорее всего, работу пионервожатых в советское время. Мы участвуем в проекте «Орлята России», сотрудничаем с волонтёрами, наши юнармейцы осваивают азы начальной военной подготовки, развивают лидерские навыки, приобретают научно-технические компетенции. В нашем районе советники работают второй год. Для того чтобы работать в этой должности, мы проходили конкурсный отбор: писали эссе, отправляли портфолио, в мае прошлого года прошли заочное обучение в ВДЦ «Океан». Очень много узнаю в общении с молодёжью, молодые люди сегодня возвращаются в педагогику, и это очень радует!».
Алёна Усынина, советник директора по воспитанию Степно-Дворецкой школы, рассказывает: «В самом начале я не понимала, кто такой советник и в чём заключается его работа в школе, но я нашла поддержку со стороны директора Виктории Кузнецовой и завуча по воспитательной работе Ольги Каргиной. Мы работаем одной большой командой. Каждую неделю, когда приходит новая концепция мероприятий, посвящённых определённой дате, мы вместе разбираем каждый предложенный формат и распределяем обязанности между учителями и классными руководителями. Благодаря слаженной работе советника, завуча, педагогического и детского коллективов и даже родителей нам удаётся охватить большое количество форматов и сделать максимум. Работа советника главным образом нацелена на живое общение с детьми. На мой взгляд, у данной должности большие перспективы. С советником жизнь в школе интересней и разнообразней. Мы постоянно учимся и узнаём много нового, интересного и полезного. Эта работа мне очень нравится».
«Как советник по воспитанию я активно взаимодействую с губернаторами классов и классными руководителями, помогаю им обновить воспитательную работу, — говорит Елена Парфёнова из Брянской школы. - В этой должности состою недавно, также являюсь руководителем первичного отделения «Движения Первых» и волонтёрского движения «Путь надежды». Наш отряд был создан весной 2023-го, начали с изготовления сетей и медицинских тампонов, приглашали из медколледжа специалистов для обучения детей оказанию первой медицинской помощи. Все каникулы без остановки плели сети для бойцов СВО, осенью к этой работе подключились и малыши. Наши старшеклассники проводят классные часы для учеников начальной школы. А ещё мы участвовали в Большом волонтёрском плане «Движения Первых» и по окончании четырёх месяцев работы заняли второе место по Бурятии. Мне очень нравится работать с детьми, у них глаза горят, когда мы что-то делаем».
Получается, что советник по воспитанию – как раз тот специалист, который будет работать «в поле», то есть напрямую контактировать со школьниками. Причём не только с коллективом в целом, но и персонально с каждым. И основной упор такого общения направлен на социальные аспекты и активную внеклассную жизнь детей. А главная задача – помочь подросткам адаптироваться в современном обществе и определиться с выбором своего жизненного пути.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.