Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

22.09.2023 08:57 Пятница
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 37 от 14.09.2023 г.

Пилот Кабанского авиаотделения лесоохраны Георгий Бершадский о причинах возникновения пожаров в лесах Бурятии

Автор: Андрей БЕЛОВ.

  Вся трудовая жизнь Георгия Бершадского связана с охраной леса. Конкретнее – с авиационной охраной. День воздушного флота России – тоже его профессиональный праздник. Но главным своим он считает День работников леса. Георгий Иванович имеет звание «Заслуженный работник лесного хозяйства Бурятии» и дорожит значком «За сбережение и приумножение лесных богатств России».

Родом он с Брянщины. Окончил в 1982-м Брянский технологический институт по специальности «Инженер лесного хозяйства». При распределении узнал: на базы авиационной охраны лесов требуются лётчики-наблюдатели, сокращённо – лётнабы. Очень редкая специализация – таких с действующими свидетельствами в стране меньше 300 человек. Их задача – «эффективное использование летательных аппаратов для обнаружения и тушения лесных пожаров». Более понятно, лётнаб – представитель лесного хозяйства на борту воздушного судна. Бершадский распределился на Забайкальскую авиабазу в Бурятию. Пройдя лётную комиссию, был направлен на курсы лётчиков-наблюдателей в подмосковное Пушкино при Центральной базе авиационной охраны лесов. По окончании шестимесячных курсов получил лётное свидетельство и приступил к работе лётнабом в Кабанском авиаотделении. В марте 1984-го его назначили старшим лётнабом, т.е. начальником авиаотделения.

- Забайкальская авиабаза образована в 1954 году. Кабанское оперативное отделение в её составе создано в 1959-м на берегу реки Кабаньей у села Нюки, — рассказал Георгий Иванович. — Первое время патрулирование и завоз десантников-пожарных для тушения лесных пожаров производились на вертолёте МИ-1, потом на МИ-2, и уже позже для доставки людей в те места, где нет посадочных площадок, начали использовать МИ-8. Почему именно вертолётам было отдано предпочтение? Для взлётно-посадочной полосы самолётов (в основном это Ан-2) нужен твёрдый грунт, а у нас после дождей почва мягкая. «Кукурузникам» нужен хоть и малый разбег, но всё равно нужен. Кроме того, нашу взлётно-посадочную полосу пересекают полевые дороги, создающие неровности, и на них может в любой момент оказаться посторонний автомототранспорт. Поэтому руководство приняло решение: быть в Нюках вертолётам…

Охраняемая Кабанским авиаотделением территория в миллион гектаров – это одна треть восточного побережья Байкала от Выдрино до Гремячинска. Авиапатрулирование производится согласно классу пожарной опасности по двум маршрутам. При обнаружении пожара лётнаб определяет его местоположение, площадь, характеристики, наличие или отсутствие поблизости водоёма, состав леса, степень угрозы распространения на большую площадь и принимает срочные меры для его скорейшей локализации-ликвидации. Все данные он передаёт по радиостанции в авиаотделение и в лесхоз. Если есть подъездные пути – лесхоз отправляет свою лесную охрану, технику, если нет – организуется доставка десантников-пожарных на вертолёте. При отсутствии посадочных площадок десантники высаживаются на спусковых устройствах с МИ-8. Длина шнура спускового устройства позволяет высадить с высоты до 45 метров. При тушении используются мотопомпы, лопаты, грабли, мотыги, топоры, бензопилы, РЛО (ранцевые лесные огнетушители). В этом деле нужны скорость, слаженность, но без суеты. Нюансов – десятки. В условиях дымовой завесы, ограниченной видимости удавалось находить пожары по запаху. Свежие пожары пахнут по-своему.

Георгий Иванович рассуждает об огне как об одушевлённом противнике:

- Иной раз кажется, что он живой. Он хитрый. Он дружит с ветром и меняет направления. Он может продвигаться по корням деревьев, перебрасывает горящие свечи почти за полкилометра за опорные полосы: вчера потушили – сегодня опять горит. Перехитрить, обмануть его иногда непросто. Возможно, со стороны это опасная работа. Да нет, нормальная мужская. Водитель на дороге, токарь на заводе, строитель-высотник, электрик – тоже опасно. Но один недостаток нашей работы никуда не спрячешь: отпуск – только зимой. Летом не то что отпусков, а выходных порой нет. Если с утра в субботу или воскресенье светит солнце, все рады: хорошая погода. Но у меня язык не повернётся так сказать, потому что нам отдохнуть или заняться домашними делами вряд ли удастся. Люди пойдут на природу, разведут костры, кто-то забудет их потушить… А если есть действующие пожары, то солнце тоже не помощник. И напротив, если с утра пошёл дождь – у нас даже настроение поднимается. Основная причина возникновения лесных пожаров – людская неосторожность, но случаются и специальные поджоги. Грозы – на втором месте. Бывало, после грозы мы обнаруживали разом около 20 загораний. Все – на вершинах сопок, в одной линии, как шла гроза. Очень сложные пожары, малодоступные, к ним нет ни троп, ни, тем более, дорог. Доставка людей для их ликвидации затруднена. Самые горимые месяцы – май, июнь, когда много сухой прошлогодней травы и при загорании интенсивность огня довольно высокая. С появлением зелёной травы количество пожаров снижается. А по годам высокая лесная горимость относительно циклична, каждые 10-12 лет бывают засушливая осень, малоснежная зима, длительное отсутствие обильных осадков весной и летом. Так было в 1993, 2003, 2015 годах…

До 2007-го авиалесоохрана работала в режиме централизации, пожарную обстановку по всей стране отслеживали с Центральной авиабазы. При увеличении горимости в лесах какого-то региона центр немедленно принимал решение об отправке туда дополнительных сил с любой другой авиабазы. Все вопросы были отлажены, и всё происходило оперативно. С транспортными расходами особо не считались: все понимали, что работа подготовленных специалистов намного эффективней, чем привлечение неподготовленных кадров. Группы парашютистов и десантников пожарных авиабаз заслуженно стали называть лесным спецназом. Часть команды авиаотделения могли перекинуть на помощь другим без опасений за свою территорию. Наши парни тушили пожары от Архангельска до Сахалина.

А в 2007 году борьбу с огнём передали в регионы. Не с той ли поры стало больше пожаров? Георгий Иванович не подтвердил, но и не отрицает:

- У меня в команде было 50 десантников: 30 в Кабанске и 20 в Турунтаево. В большинстве случаев мы справлялись в лесу своими силами. После 2007-го мне оставили восемь человек. Хватало на ликвидацию одного, максимум двух маленьких пожаров в день. А если их в этот день больше? Несвоевременно обслуженный пожар создаёт огромные проблемы, а по цепной реакции возникают новые очаги загораний, которые тоже не удаётся своевременно отработать. Пожары участились ещё и оттого, что люди перестают заниматься подсобным хозяйством, привыкают покупать продукты в магазинах. Раньше ведь держали много скота, бились за сенокосы, выкашивали каждый клочок. Оставалось меньше сухой травы. Сейчас она везде: и в лесу, и в поле, зарастают даже личные огороды. Стоит лишь бросить окурок, поднести спичку...

Он был принят в штат в 1982 году один-единственный раз, его трудовая книжка наполнена записями о награждениях, благодарностях и записями о переводах: переведён на…, переведён в… С 2007-го переименования организации следовали одно за другим, записи в трудовую добавлялись, а место работы оставалось прежним, и задачи – прежними: обнаружить пожар в начальной стадии и ликвидировать его.

- Для оформления пенсии мы должны налетать 3600 часов, — объясняет Георгий Бершадский. — Я налетал почти пять тысяч. И однажды решил: мне хватит, налетался. Но и сейчас не сижу без дела, всегда нахожу чем заняться. А по утрам люблю смотреть на лес, на горы. Жизнь им посвятил. Не отпускают они…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.