Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

18.05.2022 15:22 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 05.05.2022 г.

Акционер Селенгинского ЦКК Евгений Пруидзе ответил на вопросы «Байкальских огней» о причинах и последствиях трагедии на комбинате

Автор: Сергей БОРОВИК.

Трудные дни комбината

- Евгений Варламович, одномоментная гибель на производстве пятерых работников предприятия болезненно отозвалась и в коллективе комбината, и, конечно, в посёлке. Люди подавлены, в центральной проходной, на автобусных остановках тише обычного. Как вы узнали о случившемся?

- 17-го, в воскресенье, около девяти вечера мне домой, в Улан-Удэ, позвонила Лилия Васильевна Деева: «У нас беда, пять человек погибли!» Первая мысль – взорвался котёл, если столько жертв… Около 23 часов подъехал к очистным сооружениям. У входа на территорию плакал навзрыд мальчишка, видимо, сын кого-то из погибших… И тут я по-настоящему прочувствовал, какая страшная беда свалилась на наш коллектив…

Тела погибших лежали на траве. Уже работали следователи, представители других силовых структур. Но понимания того, что произошло, в тот момент ни у кого не было. Характерный запах сероводорода, конечно, ощущался, но откуда сероводороду здесь быть?

- Вы встречались с семьями погибших?

- Конечно. Это были тяжёлые встречи… Выразили соболезнования, помогли организовать достойные похороны. Каждая осиротевшая семья получила от предприятия материальную помощь в размере пяти миллионов рублей. Все несовершеннолетние дети погибших до 18-летия будут получать пособие в размере минимального размера оплаты труда. Поможем им в дальнейшем получить высшее или среднеспециальное образование. Мы не имеем права забыть людей, которых потеряли!..

Они ведь погибли не просто так – они погибли, спасая друг друга, такое, считаю, не случилось бы у французов или американцев, это русский характер.

Что это было?

- Следственный комитет расследует уголовное дело по этой трагедии, и для кого-то из работников комбината оно наверняка, как это ни печально, закончится обвинительным приговором суда. Но вы для себя установили, почему такое стало возможным, и появилось ли понимание того, как не допустить подобное в будущем?

- Да, такое понимание есть. Для собственного расследования была создана комиссия, в которую мы пригласили главного инженера проекта «Селенгинский ЦКК», лауреата Государственной премии России Алексея Ивановича Гончарова, проживающего в Иркутске. Были привлечены ветераны комбината, в частности, Александр Михайлович Лукьянов, бывший технический директор.

Уже 21 апреля комиссия подписала акт. Цитирую: «Причиной выделения сероводорода в радиальном отстойнике № 2 стало нарушение технологии очистки сточных вод, выразившееся в несвоевременном опорожнении радиального отстойника, что привело к разложению (без доступа кислорода) осаждённого шлам-лигнина и накоплению сероводорода в придонном слое».

- Это надо понимать так: смертельное сероводородное «блюдо» появилось в результате технологических нарушений?

- Комплекс очистных сооружений комбината работает с большим резервом мощностей, поэтому с ремонтом привода отстойника № 2 там не спешили – а он вышел из строя 21 января 2022 года. И опорожнить, заполнить его водой, «забыли». Это технологический момент. Но комиссия по расследованию указала ещё на одну причину: нарушение правил эксплуатации зданий и сооружений. На практике это означает, что специальные проёмы для естественной вентиляции были «заботливо» закупорены ветошью…

- Комиссия определяла персональную ответственность инженерно-технических (да и не только) работников комбината, в частности, комплекса очистных сооружений?

- Нет. Это дело дирекции комбината, определять степень вины того или иного работника. Скажу только, что будут и увольнения, и другие виды дисциплинарных взысканий. А потом нам предстоит узнать о выводах предварительного расследования и суда по уголовному делу.

- С обывательской точки зрения сероводород не такой уж и опасный газ. Ну, пахнет тухлым, но на сероводородных источниках люди лечатся от многих заболеваний…

- Вот как на ваш вопрос отвечает заключение внутреннего расследования: «При вдыхании воздуха с большой концентрацией сероводорода (Н2S) из-за паралича обонятельного нерва запах сероводорода почти сразу перестаёт ощущаться. При высокой концентрации сероводорода однократное вдыхание может вызвать мгновенную смерть».

- Звучит трагически убедительно…

Варианты будущего

- Как, по-вашему, эта трагедия может отразиться на судьбе комбината?

- Вижу всего два варианта развития событий: хороший и плохой.

- Начнём с плохого.

- У нас есть недоброжелатели, чаще всего они орудуют в интернете – там их сложнее поймать и привлечь к ответственности за враньё. Раньше они прикрывались лозунгами «зелёных», теперь не гнушаются распространять сведения о предбанкротном состоянии Селенгинского ЦКК, некачественной продукции, которая не находит спроса, и прочую «дезу». И если для коллектива комбината случившееся – непомерное горе, то для них – настоящий праздник, «пляска на костях».

Свою главную цель – закрытие комбината – они не скрывают, только не подсказывают, куда трудоустроиться почти двум тысячам работникам, если они окажутся за воротами предприятия.

- Да Бог с ними, Евгений Варламович, собака лает – караван идёт…

- А хороший вариант: мы самодисциплинируемся, настраиваемся на серьёзную работу, повышаем квалификацию. Жизнь преподнесла нам урок – куда серьёзнее! Надо сделать правильные выводы. И работать!

- Вы не собираетесь корректировать планы по обновлению комбината?

- Нет, и этот год будет насыщенным. Начнём, конечно, с комплекса очистных сооружений. После технического и технологического аудита его ждёт реконструкция, а в ближайшее время – установка газоанализаторов, видеонаблюдения, световой и звуковой сигнализации приёмного резервуара.

Уже заказано оборудование для модернизации сеточного стола картоноделательной машины. Это даст возможность выпускать двухслойный картон, а в недалёкой перспективе – выпускать тетрапаки для молока, соков. Поставки этой современной тары из Европы прекратились, что привело в трудное положение российскую пищевую промышленность.

- А санкции, которыми нагружают Россию, не помешают вашим планам?

- Мы работаем с проверенными китайским партнёрами, они нам и картоноделательную машину монтировали. В августе, во время останова комбината, мы эти работы планируем провести.

И ещё один проект хочется выделить. С компанией «Электроэкология» из Санкт-Петербурга мы договорились об устранении дурнопахнущих запахов технологической линии. Со дня на день должно поступить экспериментальное оборудование. Начнём с самого зловонного места – 3-го бака выпарки. Запахи будут уничтожаться холодной плазмой. Так что допускаю, что через 2-3 года комбинат по запаху уже не найдёшь…

- Селенгинский ЦКК всегда был славен сильной социальной политикой. Здесь что-либо изменится?

- Уверен, что нет. У нашей социальной политики два аспекта. Первый – это работа в трудовом коллективе. Главный документ здесь – коллективный договор, и он администрацией комбината исполняется неукоснительно.

Средний уровень зарплаты в I квартале составил 43 833 рубля, на 14,9 % больше, чем в тот же период 2021 года, а оплата труда ключевых работников основных технологических цехов – 53 741 рубль.

Ещё заводчане пользуются бесплатным служебным транспортом и горячим питанием по очень умеренным ценам. Желающим заочно получить высшее профессиональное образование оплачивает учёбу и проезд до учебного заведения.

Повторю: колдоговор мы чтим и исполняем.

Второй аспект социальной политики – меценатство. Это когда у нас просят помощи учреждения образования, медицины, культуры… Тут мы помогаем, если можно так выразиться, когда душа отзывается.

Можно долго перечислять, кому мы помогли за эти годы: выделяли деньги на ремонт корпусов в детском оздоровительном лагере «Орлёнок», Селенгинскому детскому саду «Теремок», Байкальскому дацану в Дулане; участвовали в ремонте всех селенгинских школ и Дома творчества, Политехнического техникума; построили раздевалку для спортплощадки в Оймуре, пристрой в Байкало-Кударинской церкви. Этот список, поверьте, очень обширный…

От политики меценатства мы, естественно, тоже отказываться не будем. «Не оскудеет рука дающего»… Но, повторюсь, мы помогаем там, где душа отзывается – и моя, и Лилии Васильевны Деевой.

- Тяжела ноша учредителя такого большого и сложного предприятия?

- Лёгкой её точно назвать нельзя. Ответственность за всё, что происходит на предприятии. Мы за эти годы инвестировали в комбинат 6,2 миллиарда рублей, в основном это банковские кредиты, и все они «висят» на предприятии и на мне, как поручителе. Каждый день проезжаю 300 километров, домой приезжаю поздно.

Но самое главное – ответственность за людей, за трудовой коллектив. И тут мне ничего не остаётся, как ещё раз выразить глубочайшие соболезнования родным и близким безвременно ушедших из жизни работников комбината Татьяны Александровны, Ксении Геннадьевны, Сергея Владимировича, Сергея Михайловича и Светланы Владимировны…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.