Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

27.10.2023 09:40 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 от 20.10.2023 г.

В Кабанском районе Бурятии в 19 веке на месте современной Байкало-Кудары находилась деревня Манжея

Автор: Елена ШУШУЕВА.

  Недавно в Кабанскую межпоселенческую библиотеку по электронной почте поступил вопрос от читателя: «Был ли в нашем районе в XIX веке населённый пункт Манжеево?».

Чтобы ответить на него, мы расспросили жителей села Байкало-Кудары.

- Улицу у нас в Кударе так называют – Манжеевская, теперь она Пионерская. Сама я там выросла, — ответила Анна Трофимовна Новолодская. — У нас так и говорят до сих пор: «Куда пошёл?» – «Да в Манжеевскую улицу!». Сейчас и стариков-то сильно не осталось в Кударе. А вы спросите про это у Александра Димова. Он тоже на этой улице живёт, темой этой интересуется, и мама его много чего помнила.

- Старики говорили, что было две Манжеи: правая и левая, — начинает свой рассказ Александр Иванович, — одна была, где сейчас улица Пионерская, а вторая – на Партизанской улице, ведущей в Корсаково. Назывались они так, скорее всего, по фамилии двух братьев. Один брат жил на правом берегу Харауза, другой – на левом. Река тогда была судоходная. Братья эти были достаточно богатыми, владели «перевозом». И переплавляли через Харауз грузы, повозки с лошадьми. Братья Манжеи – паромщики.

Александр Иванович предлагает поехать на Харауз и посмотреть всё воочию. Нынче река разлилась, вода большая. Но и такая вода не идёт ни в какое сравнение с тем Хараузом, который был больше ста лет назад.

- Река тогда была широкая, было на ней очень много мостов. И Харауз был как продолжение Селенги, — считает рассказчик. — У братьев был свой паром: прочная площадка из брёвен, прикреплённая к двум лодкам. Паром двигался по воде течением реки, через неё были натянуты тросы. Ход его регулировали с помощью больших вёсел – рулей. Входило на паром несколько повозок с лошадьми.

Александр Димов: «Столбик сохранился от старого перевоза».

На берегу Харауза до сих пор сохранился лиственничный столб, который служил для закрепления троса, когда паром братьев Манжеев причаливал к берегу. Столбик возвышается над землёй, на нём железные скобы, но они уже из сегодняшнего времени, современные. Видавший виды столбик поистёрся от времени, но стоит крепко.

Дом одного из братьев Манжеев на Партизанской улице.

Местными ли жителями были братья или приезжими купцами – неизвестно. Как неизвестно, и кто они были по национальности: русские, буряты, евреи? До сих пор сохранился дом одного из братьев. Он стоит на том берегу Харауза, на улице Партизанской. Дом из круглых брёвен. Его продавали несколько раз. Теперешние хозяева, купившие его не так давно, занялись ремонтом. Почти на метр подняли дом из земли и увидели, что нижние брёвна остались совершенно целыми. Дом второго брата Манжея не сохранился. Стоял он на этом берегу, на месте колхозной конторы, где сейчас магазин и старые тополя. Перевоз братьев Манжеев: два брата – два берега…

Солдаты в Порт-Артуре. Житель Манжеи Ермила Герасимович Соболев – сидит первый справа. Фото 1890-х годов.

У Александра Димова на улице Манжеевской жил прадед со стороны матери. Звали его Ермила Герасимович Соболев. В молодости он служил солдатом в китайском городе Порт-Артуре. С той его службы в архивах семьи сохранилась старая фотография.

У Ермилы Герасимовича было прозвище Балясый. Но слова «прозвище», «кличка» были неприятными. Тогда говорили: звали не по прозвищу, а «приватно». Была у Балясого бричка с лошадью. И на этой бричке Ермила Герасимович на перевозе переплавлялся через Харауз.

Александр Димов любил слушать рассказы стариков, расспрашивать их. Много он беседовал с Константином Петровичем Балдаковым, Степаном Павловичем Муравьёвым, Михаилом Степановичем Сафроновым. Спрашивал, чем же люди платили тогда за переправу? Расчёт был деньгами. Люди в Кударе не ленились, большинство жили далеко не бедно, держали много скота. Была даже присказка: «Не знаем, сколько коров, не считаем: первая корова в лес заходит, а последняя только со двора выходит»…

Много раз в своих огородах, на пашнях сельчане находили старинные монеты. У Александра Ивановича тоже есть такая находка – алтын – истёртая от времени монета номиналом в 3 копейки, на которой трудно различить, какого она года: похоже на 1857…

…Нынешнее село Кудара тянется из одного конца в другой километров на пять, а то и больше. Оно не сразу стало таким. Знаток истории Кудары, много работавший в архивах, Леонид Орлов в своей книге «К 300-летию Байкало-Кудары» пишет: «В середине XIX века Манжеевская и Павловская улицы считались ещё самостоятельными поселениями и только позже стали улицами Кудары».

С 1896 по 1902 годы на Байкале работала большая гидрографическая экспедиция. Командовал ею выпускник военно-морской академии Фёдор Дриженко. Члены экспедиции – офицеры, инженеры, рабочие – за шесть сезонов обследовали 3400 вёрст побережья Байкала. Позже был составлен Атлас, которым мореплаватели на Байкале пользуются до сих пор.

Экспедиция работала и в районе Кудары. Фёдор Кириллович Дриженко писал: «На восточной стороне дельты Селенги заболоченную равнину с массой проток приходилось преодолевать вброд, объезжая на шлюпке, и даже пользоваться ходулями».

В отчёте Дриженко за 1908 год есть интересная фраза: «От Кудары к северу, по берегу протоки Шарауз, расположилась полуразрушенная деревня Манжея»…

Может быть, читатели что-то слышали, встречали карты со старинной деревней Манжеей? Пишите нам, продолжим разговор.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.