Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

02.03.2022 15:01 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 10.02.2022 г.

Война дворцам и хижинам

Автор: Сергей Боровик

Птица на вышке, похоже, высматривает, как Золотой петушок из сказки Пушкина: не приближается ли колонна тяжёлой техники?

Чиновники берутся за снос строений в дельте Селенги.

Бомба с календарём

Воскресенье, солнечный февральский день… На «улице Речной» (вот так бы и назвали, а то – Харауз, Маяк) – тихо и безлюдно. Из четырёх десятков домов по обе стороны основного русла Селенги дымит трубой только один.

Да и летом здесь не особенно многолюдно. Те, кто построил добротные дома (иногда очевидно, что напоказ), – люди, как правило, занятые. А у тех, чьи «зимовья» больше похожи на сараи, а иногда это просто обшарпанный вагончик, другие проблемы: транспортные (бензин неуклонно дорожает) и сложные взаимоотношения с рыбоохраной. По-настоящему, как привыкли, рыбачить можно около месяца в середине лета, когда появляется «окно» между весенним нерестом соровой рыбы и осенним омулёвым. Штрафная такса начинается с 50 рублей за одну «незаконно добытую» сорожку – и далее до бесконечности...

…И вот представляется с чёткой достоверностью «картина маслом» местного апокалипсиса, вдохновенно нарисованная одной республиканской газетой: «Силовики взялись за очистку дельты Селенги от самовольных, и не только (выделено авт.) строений…Речь идёт о ликвидации разных непонятных домиков, «хижин», рыбацких «сарайчиков». Силовики идут как каток-асфальтоукладчик, который, как известно, мало что может остановить».

Ну, асфальтоукладчики вряд ли здесь понадобятся. А вот мощные автокраны, бульдозеры, самосвалы могут начать испытывать прочность селенгинского льда уже будущей зимой. Без них операцию «Всё под снос» не проведёшь.

Хотя будущей зимой – это вряд ли. Как, впрочем, и через пятилетку. Но об этом чуть позже.

Сперва хочется понять… Вот учёные люди, стоящие на страже природы (а их много – только Байкалом кормится целый полк «товарищей учёных, доцентов, кандидатов») общими словами рассуждают, какой вред наносят «самовольные, и не только» строения экосистеме Селенги и Байкала. Какой-то вред, конечно, есть – но кто его конкретно фиксировал и рассчитывал?

А кто определит мощность экологической бомбы, которая обязательно жахнет, когда власти возьмутся за снос нашего посёлка в конце Селенги и зимовий (а именно так называют хозяева эти строения) на других протоках? По данным ветерана рыбоохраны Владимира Мошкина, только в Нефёдихе их 12, Частиковой – 9…

Сколько строительного мусора, того же шлака, хлама, всяких вредоносных веществ попадёт в реку в ходе войны на уничтожение путём сноса построенного охотниками, рыбаками, просто любителями природы? Снесут, извините, сортир, а выгребная яма останется открытой – до первого наводнения…

Не получится ли итоговый баланс отрицательным для Селенги и Байкала, не станет ли чиновничья победа пирровой?

Куда приведёт дорога от Заимки Фирса?

Этот судебный спор, разрешившийся только в Белокаменной, начался с того, что Восточно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура заинтересовалась строениями в дельте Селенги, в местности Заимка Фирса. Одно деревянное, другое из бетона, возле них находятся два металлических контейнера. Хозяева так и не объявились, правоустанавливающие документы отсутствуют. Сдаётся, что прокуроры выбрали такие «лёгкие», запущенные объекты. Без проблем их признали самовольными постройками на землях Водного фонда…

Далее прокурор посчитал, что обязанность ликвидировать постройки в устье Селенги лежит на Министерстве природных ресурсов Республики Бурятии. Но природоохранные чиновники пошли в отказ: это не наш чемодан! И начались судебные тяжбы… Прокуратура выиграла административный иск сначала в Железнодорожном райсуде г. Улан-Удэ, а затем и в судебной коллегии Верховного суда РБ. А вот 8-й Кассационный суд в г. Кемерово принял сторону минприроды.

Но неуёмный прокурор пошёл ещё выше. И уже Судебная коллегия по административным делам Верховного суда России 28 апреля 2021 г. поставила в деле точку: сносом строений в дельте Селенги должно заниматься Министерство природных ресурсов Бурятии.

Похоже, что обнаруженные бдительными прокурорами пристанища на Заимке Фирса действительно обречены: уже запрошены деньги из Москвы на их снос. При этом в самой природоохранной прокуратуре утверждают, что подобных объектов в дельте Селенги не менее 200!

И самая сложная работа ожидает природоохранителей именно в Хараузе – Маяке.

Во-первых, здесь известны хозяева практически каждого дома, сарая, вагончика. И у большинства из них имеются те или иные разрешительные документы: договоры на аренду земельного участка, разрешение на строительство, полученные в разные годы в районной администрации, Ранжуровской и Твороговской сельских администрациях. Никакого спонтанного, массового сноса поэтому быть не может, придётся судиться с каждым владельцем в индивидуальном порядке. А те, без сомнения, будут держать оборону до последнего, призвав на помощь адвокатов и – через СМИ – общественное мнение, депутатов, и, конечно, «Единую Россию»… Напомню: описанная выше судебная тяжба из-за двух заброшенных зимовий растянулась на два года!

Во-вторых, не будем сбрасывать со счетов природную смекалку «дорогих россиян». То же министерство природы республики в 2002 году, спасая свою турбазу на Култушной от передачи – как требовало законодательство – в муниципальную собственность, срочно переименовало её в «геомагнитный полигон». И подало пример: «Бурятэнерго» тут же обозвало свою обширную базу на «Байкальском прибое» «учебным пунктом ГО»…

Люди готовятся к схватке. И их можно понять – многие заехали «на низ» (так в обиходе зовётся дельта) ещё тогда, когда ни Центральной экологической зоны, ни загадочного Водного фонда и в помине не было.

Сколько объектов, до которых дотянется прокурорская длань, смогут быстро изменить своё местоположение? Но факт: значительная их часть стоит на санях, телегах или вообще, как вагончики, на колёсах. Они просто переедут в другое место, не очень далеко, но это уже будет другой объект для сноса, с другими географическими координатами (а они в судебном решении указываются с точностью до секунды широты и долготы). Опять чиновникам идти в суд?

Поэтому представляется, что страшилки, раструбленные республиканскими СМИ, – только стартовый выстрел изнурительного марафона, который может растянуться на десятилетия и будет стоить федеральному бюджету сотни миллионов рублей.

Мы не злорадствуем. Не раз писали критические вещи о «водной Рублёвке», ругали власти, которые позволили и помогали вырастить «в конце Селенги, у байкальской воды» (строка нашего любимого поэта Валерия Халтуева) целый посёлок. Но зная, как всё в России делается по-непутёвому, опасаемся, что новые последствия будут непредсказуемо тяжкими…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.