Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 03.03.2021 г.

На расширенном рабочем совещании в Народном Хурале обсудили перспективы развития рыбной отрасли в Кабанском районе.

Автор: Александра ЗИМИРЕВА.

Множество наболевших вопросов было озвучено. Наш район  переживает сейчас не лучшие времена в рыбной промышленности...

Руководители различных ведомств, депутаты Народного Хурала, представители нескольких районов Бурятии, в том числе и нашего – первый заместитель руководителя Администрации МО «Кабанский район» Геннадий Осетров и начальник Управления сельского хозяйства Сергей Балдаков – стали участниками заседания под председательством Дмитрия Швецова, возглавляющего аграрный комитет.

Множество наболевших вопросов было озвучено. И наш район далеко не единственный, переживающий сейчас не лучшие времена в рыбной промышленности.

Юрий ГИРГУШКИН, заместитель начальника отдела животноводства, племенного дела и рыбного хозяйства министерства сельского хозяйства и продовольствия Бурятии, обрисовал общую картину происходящих дел в отрасли и озвучил главные проблемы:

- Истощение ресурсных запасов водных биоресурсов вынуждает рыбохозяйственный комплекс республики искать пути восстановления и сохранения численности водных биоресурсов. Одним из путей является товарное выращивание рыб. Кроме того, у отрасли слабая инвестиционная привлекательность, высокий износ основных фондов рыбного хозяйства, существуют большие проблемы с привлечением кадров.

Геннадий ОСЕТРОВ задал резонные вопросы:

- Вы много времени в своём докладе уделили проблемам рыбодобычи коренных малочисленных народов севера, но ни слова не сказали о рыбопромышленных предприятиях. Сколько их осталось? Чем они живут? Сколько людей трудится? А мы по-нашему, Кабанскому району, подготовили небольшую статистику. Вот, например, в СПК «Кабанский рыбзавод» в 2016 году работали 120 человек, а на 1 января 2021 года – 32. В СПК «Ранжуровский» – 28, а на сегодняшний день ни одного. А где ваш анализ? Что вы предлагаете, чтобы реанимировать работу предприятий?

Но представитель минсельхоза только развёл руками: основная прибыль на предприятиях была от добычи омуля.

Это серьёзно отражается на населении прибрежных территорий. Мы должны получить ответ – когда же эта проблема будет снята и люди войдут в нормальный цикл жизни, когда нормализуется жизнь прибрежной территории? А то получается мы сидим и ждём, когда разрешат рыбалку в промышленных масштабах, — резюмировал Дмитрий ШВЕЦОВ.

Вопрос стал риторическим. Присутствующие выразили желание, чтобы была разработана дорожная карта, план развития… Ведь до снятия запрета на добычу омуля наши СПК могут и не дожить…

Владимир ПЕТЕРФЕЛЬД, директор Байкальского филиала ФГУ П «Государственный н ау ч н о — п р о и з в о д с т в е н н ы й центр рыбного хозяйства», присутствующих порадовал. Численност Но вот с «чёрной чумой Байкала» – так стали называть бакланов – нужно что-то решать. Учёные уверенно заявляют, что эта хищная птица сильно вредит омулёвым косякам, особенно нерестовым, вредит и частиковым видам рыб. Но пока этот вопрос не будет до конца изучен, окончательные выводы Центр делать не берётся. В этом году БГУ закончит исследования, в результате которых выяснится оптимальная численность бакланов, степень их негативного влияния и другие факторы.

 - Давайте дождёмся результатов, а уже потом будем делать выводы и принимать решения, как бороться с этими птицами, - подытожил Владимир Августович.

Он также заявил, что нерпа никакого ущерба омулю не представляет, в её рационе на омуль приходится лишь два процента. Единственное, что отметил учёный – это то, что нерпа питается голомянками и бычками, а их молодь является высококалорийной пищей для омуля. Но и по размерам и состоянию омуля не скажешь, что он испытывает нехватку пищи.

Опять же наши местные рыбаки уверяют в обратном и давно винят байкальского тюленя в снижении численности омуля. Несколько раз нерпа оказывалась в неводах и сетях рыбаков. Не раз разбивала омулёвые стада…

Наболевшие вопросы заместителю начальника Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Ринату Енин у задал вопрос Сергей БАЛДАКОВ:

- Ситуация интересная. Вы в своём докладе сказали, что получили оснащение, технику, а по факту и посадить на неё некого. Есть ли у вас намерения в Кабанском районе, где роль рыбоохраны очень важна, увеличить численность сотрудников? Или хотя бы довести её до прежних значений?

Также Сергей Георгиевич затронул наболевшую тему: когда же в районе появится настоящий руководитель – хозяин отрасли, назвав последние назначения и увольнения «чехардой».

- Мы были вынуждены уволить прежнего главного госинспектора. На сегодняшний день должность эта вакантна. Я думаю, что к началу будущего нерестового периода назначение состоится. Байкало-Селенгинский межрайонный отдел контроля, надзора и рыбоохраны у нас на особом контроле, - пояснил Ринат Александрович.

Также присутствующие сошлись во мнении, что необходимо запретить розничную торговлю омулем.

- Вся прибрежная розничная сеть продаёт омуль в любом виде. По федеральным каналам показывают, как туристам в кафе приносят хвост омуля, а они ещё и негодуют, якобы солоноватый. Нужно вводить запрет! Иначе вся деятельность, связанная с увеличением популяции, сведётся на нет, - высказался депутат Народного Хурала Игорь Бобков.

А Геннадий Осетров настаивал на своём:

- Нужна программа. Мы можем запрещать, штрафовать, беречь нерпу или бакланов, можем много говорить. Но надо к этой проблеме подходить детально. Нужно рассмотреть вопрос о строительстве очистных сооружений, нужно решить проблему занятости людей, которые работали на рыбодобывающих предприятиях.

Депутаты Хурала дополнили решение совещания и другими предложениями, например, выдавать «подъёмные» специалистам рыбной отрасли, реанимировать неработающие рыборазводные заводы, которые когда-то и были построены для того, чтобы компенсировать промышленный вылов омуля. А сегодня на плаву только Большереченский.

По данным заместителя начальника Байкальского филиала ФГБУ «Главрыбвод» Занны Вороново й, запрет на добычу омуля положительно отразился на росте численности заготовленных для рыбоводных целей особей-производителей. В 2020 году уже к сентябрю было отловлено свыше 72-х тонн байкальского омуля.

- В нерестовую кампанию 2020 года отлов проводился на реках Култушной и Большой Речке. Прошёл он в сжатые сроки. Собрано более 1 млрд штук икры. Мы отмечаем положительную динамику объёмов по закладке на инкубацию оплодотворённой икры и «вылупке» личинок омуля за последние четыре года.

Также представитель Главрыбвода объявила, что 19 тонн омуля-производителя с Большереченского рыборазводного завода согласно предписанию надзорных органов были отправлены на скотомогильник. Но это уже совсем другая история...

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.