Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

30.07.2020 10:51 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31 от 30.07.2020 г.

Три поколения семьи Коноваловых со станции Селенга посвятили свою жизнь железной дороге.

Автор: Екатерина ВОКИНА.

Династия Коноваловых: Николай Тарасович, дочь Татьяна, Наталья Николаевна и дочь Марина.

Они и живут возле железной дороги – 52 года на станции Селенга как один день! Открываешь калитку – и вот он, перрон станции Селенга...

Они и живут возле железной дороги – 52 года на станции Селенга как один день! Открываешь калитку – и вот он, перрон станции Селенга, где знакомы каждая плитка, рельсы и шпалы, каждая электроопора. За годы жизни рядом с железной дорогой и 30 с лишним лет работы на ней поневоле изучишь всё это!

Вспоминая годы работы, Николай Тарасович и Наталья Николаевна словно переносятся в молодость. Они нисколько не жалеют, что связали свою жизнь с железной дорогой, с ШЧ – дистанцией сигнализации связи, в 2007 году переименованной в Региональный центр связи.

Николай, окончивший Улан-Удэнский электротехникум связи, как и его жена Наталья, два года проработал по распределению в Кяхте. В 1968 году он поехал в Селенгу устраиваться работать на ЦКК – связисты строящемуся посёлку и комбинату были очень нужны. Работа нашлась бы для обоих супругов. Они поженились во время учёбы в техникуме. Николай поступил туда после армии, Наталья тоже была достаточно взрослой, имея за плечами стаж работы.

Выйдя в тот памятный день на станции Селенга, он встретил знакомых. Они и убедили молодого связиста устроиться на железную дорогу. Вспомнил тогда Николай своего отца Тараса Кузьмича, фронтовика, работавшего после войны путевым мастером, и дядьку, путевого обходчика. Как помогал им – где подчистить путь, где подкрасить сигнальные столбики. Вспомнил детство и решил устраиваться на станцию.

С тех пор и до самой пенсии проработали здесь супруги Коноваловы. Пошла по их стопам и старшая дочь Марина, окончив Хабаровский институт железнодорожного транспорта по специальности «связь». Младшая Татьяна, уже 29 лет отдавшая железной дороге, приёмо-сдатчик на грузовых поездах. По железнодорожной терминологии, движенец. Девочки с раннего детства видели, как вечерами отец с матерью наизусть заучивали целые книжки инструкций и приказов, изучали сигнализацию.

Требования на железной дороге всегда были высокие. Каждый год необходимо сдавать экзамены, проходить частые проверки, ревизии. Весной и осенью – объезды начальника дороги, к которым готовятся очень ответственно. Но и отдача ощутимая. Неплохая зарплата, продолжительные отпуска, хорошие ведомственные курорты. В перестроечные годы безденежья и задержки зарплат здесь не было: всё выплачивали вовремя и в полном объёме. А чего стоит ежегодный бесплатный проезд в любую точку страны с ребёнком! Родители показали детям весь Советский Союз! Пользуются этой льготой и пенсионеры. Сейчас даже в Крым можно съездить – через Керчинский мост. Может быть, они соберутся и туда.

В доме, где сейчас живут Наталья Николаевна и Николай Тарасович, когда-то был опорно-усилительный пункт, через который проходила вся железнодорожная связь. Он открылся, когда железная дорога с паровозной переходила на электрическую тягу. Николай, старший механик, и электромеханик Наталья обустраивали этот пункт, монтировали и запускали оборудование. Позже было построено новое здание телеграфа, а это отдали под две служебные квартиры. В одной поселилась семья Коноваловых, где уже подрастали две дочери. Во второй жили начальники станции.

Связь – очень важная составляющая железнодорожной инфраструктуры. Это контакты дежурного по станции с машинистами, оперативных работников друг с другом, дежурных по переезду, вагонников, тяговой подстанции, билетная, линейно-путевая, парковая связь, которую слышат пассажиры: «На первый путь от перрона прибывает…» Аппаратура, через которую она осуществляется, требовала постоянного ухода, нередко ломалась. На повреждения могли вызвать в любое время.

Дочь Марина, 35 лет отработавшая электромехаником, вспоминает:

- Вызывали днём и ночью, мама с папой постоянно были на телефонах – никуда ни уехать, ни уйти. Они так прожили, потом и я пошла работать в связь электромехаником. Если что-то ломается, в любое время суток бежишь и ремонтируешь. Сейчас внедрена цифровая связь, она работает более стабильно и качественно, но всё равно требует постоянного контроля.

А Николай Тарасович припоминает моменты, когда приходилось в дождевой или талой воде, а то и по болотам искать порывы или затонувшие кабели. Весь промокнешь и продрогнешь, схватишь простуду, но пока не найдёшь кабель, не просушишь его и не устранишь порыв, не имеешь права уйти. На такие ЧП выезжал в основном на своём транспорте.

- Износил «Запорожец» и новые «Жигули» на этой работе, – смеётся он. – А куда денешься? Перегон Посольск – Таловка полностью был в нашем обслуживании. Потом прибавили километраж до Мостового, но я уже ушёл на пенсию. На этом участке работает дочь Марина.

Супруги, работавшие в самом передовом подразделении Улан-Удэнского отделения железной дороги, имеют множество наград, начиная от почётного звания «Ударник коммунистического труда» и медали в честь 100-летия рождения В.И. Ленина до ведомственных наград.

На заслуженном отдыхе Наталья Николаевна вышивает роскошные картины, Николай Тарасович занимается огородом, водится с правнуками. Он думает, что они тоже своей стезёй выберут железную дорогу, потому что, бывая в гостях у деда, не пропускают ни одного поезда – машут машинистам.

- А младшего 5-летнего Максимку я готовлю в министры путей сообщения, – шутит дедушка. – Этот особенно радуется, когда машинисты отвечают ему гудком!

Поздравляем уважаемую семью Коноваловых, а в их лице – всех железнодорожников района, с профессиональным праздником! Пусть жизненный путь будет ровным, а всем добрым делам горит только зелёный!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

80