Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

15.01.2020 09:46 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 2 от 09.01.2020 г.

По следам первопроходцев Кабанского района Бурятии

Автор: М.А. ПНЁВ.

  Несколько лет назад с товарищами довелось пройти на лодке по первому чайному торговому пути, который пролегал по рекам Чикою и Селенге. На пятые сутки, пройдя Бурятской протокой, вошли мы в Истокский сор. Обходя плавучие острова водорослей, состоящие в основном из белых и жёлтых кувшинок, мы подошли к селу Исток и бросили якорь напротив устья когда-то впадавшей в сор реки.

  От ветра, дующего с Байкала, нас защищает мыс Алимасовой косы. Расположившись на обед, рассказываю своим спутникам о том, почему эта местность называется «Алимасово», хотя уже на всех картах и указателях пишется «Лемасово».

  …355 лет назад, в 1665 году, в июне-месяце, отряд Гаврилы Ловцова, двигаясь по Байкалу на дощанниках, скрываясь от шторма, зашёл в залив. Казаки увидели, что в него впадает горная река, и остановились в её устье, назвав реку Истоком. Отряд установил на высоком берегу крест и поставил зимовье – это было первое пограничное зимовье в Забайкалье. Первым пограничником, оставленным на годовальческую службу, был казак Ивашка Алимасов. Его целью было привезти местное население в подданство русскому царю, собрать ясак и попытаться найти золото или серебро. А отряд Ловцова двинулся дальше, установив следующее пограничное зимовье в устье реки Чернушки, где на службу остались казаки Андрей Бурлак и Ильюшка Брянский.

  Продвигаясь вверх по течению реки Селенги, Ловцов основал Ильинский острог, который во время войны с монголами в 1688 году не пропустил их в низовье Селенги. Основав острог Селенгинский в устье горной реки Чикоя, отряд Ловцова перенёс границу Российского государства с Якутска на реку Селенгу. К сожалению, только три года назад на высоком берегу реки Уды была установлена памятная доска казакам-основателям города Улан-Удэ – Гавриле Ловцову и Осипу Васильеву.

  Отслужив свой срок в Истоке, Алимасов был переведён на службу в Селенгинский острог, затем в Удинский, но свою жизнь закончил в селе Исток. В память о нём осталось название местности «Алимасово». Казалось бы непонятная фамилия Алимасов на самом деле сложилась из простой казацкой присказки, которую Ивашка любил повторять при обращении к своему коню: «Али мало тебя холю, али травы не даю вволю?» Отсюда кличка Алимас, которая позднее преобразовалась в фамилию.

  Самая известная страница его жизни – это организация восстания забайкальских казаков в 1696 году уже в преклонном возрасте и звании пятидесятника. В истории этого события осталась запись: «В 1696 году, мая 19-го, воровски приплыли в Иркутской из за Байкала моря в 200 и больше, с ружьём и со знамены, и с барабанный во всякой готовности будто к воинскому делу, Удинские, Селенгинские, Кабанские, Ильинские, конные и пешие казаки Антошка Березовский, Миска Борисов, Ивашка Алимасов, Емельян Поникадильщик, Куземка Кудреватый, Данилка Фык с товарищи. И пришед бунтом к городу в многолюдстве, кричали: если не сдадитесь с одного конца подожжем, а с другого рубить будем вас».

  В архивах остались протоколы допросов Ивашки Алимасова. Царское следствие по восстанию велось семь лет и по его окончании были казнены Данилка Фык, Петрушка Каинов, Алёшка Уваров. Многие из казаков были лишены звания и отправлены в отставку. Таким образом Иван Алимасов вновь оказался в селе Исток, которое когда-то сам начинал строить. В протоколах следствия можно найти Кабанских казаков – участников и свидетелей восстания: Петрушка Арсеньев, Иван Перфильев, Антошка Березовский, Анисим Падерин, Ивашка Плюснин, Мишка Таракановский, Стёпка Бурдуковский, Ивашка Брянский, Андрейка Бурлаков, Затей Уваров, Ивашка Худяков, Ванька Шемякин, Санька Шигаев, Мишка Каргин, Иван Курбатов, Сидорка Шестаков, Васька Власов, Тимошка Григорьев, Иван Саватеев, Сергушка Иванов, Фёдор Оглоблин, Осип Васильев, Тарас Афанасьев, Алексей Третьяков, Иван Фролов, Пятко Фофонов, Ивашка Попов, Ивашка Дунаев, Пётр Ушаков, Савва Фролов, Иван Кожевников, Яков Красильников, Савва Мордовской, Иван Новиков, Васька Творогов, Гаврил Истомин, Санька Разгильдеев.

  В память об этих казаках остались названия многих сёл и рек в нашем районе. Эти «Заморские казаки», пытанный и ломанный народ, ни в грош не ставили байку для рабов о том, что смирение и терпение – суть первейшая добродетель для православных. В их действиях сполна проявились лучшие черты вольного русского человека той поры – безоглядное мужество, решимость, человеческое достоинство, товарищеская сплочённость. Это были те люди, которые пришли в Забайкалье с Тобола и Енисея. Именно они проложили первые пути из Селенгинского острога в монгольскую Ургу и китайский Пекин. Они осуществили первые торговые сделки в Монголии и Китае, первые привезли в Россию китайский шёлк, бумагу, хлопчатобумажные ткани и чай ещё задолго до того, как был построен торговый город Кяхта. И это именно они проложили первый чайный путь.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.