Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

16.05.2019 09:32 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 09.05.2019 г.

Татарская девушка Соня в войну рыбачила на Байкале

Автор: Елена ШУШУЕВА.

От любви бабушки Сони тепло всем внукам и правнукам семьи Хайрулиных.

Сейчас Софье Набиевне Хайрулиной 93 года. Голубые глаза лучатся добротой. Почтенные годы не отняли ни памяти, ни зрения. До сих пор она читает без очков.

  Когда началась Великая Отечественная война, Соне исполнилось пятнадцать лет. Жила она с родителями в Татарстане. Вспоминает: только сдали с подружками экзамены после седьмого класса, и тут страшная весть: «Война!» Соня сказала тогда: «Всё, отучились мы…» Хотя мечтала продолжить образование, были способности. Но сделать этого не получилось. Время пришло другое…

  Почти сразу же Соня пошла работать в швейную артель. Женщины шили для фронта вещмешки, гимнастёрки – всё для солдат. Сначала молодой девчонке давали только самую лёгкую работу: пуговицы, например, пришивать. Но видя, что девушка сообразительная, решили доверить ей ножную швейную машинку. Через некоторое время Соня работала почти наравне с опытными швеями. И получала хлеб по рабочим карточкам.

  Многие семьи во время войны из Татарстана переселяли в Сибирь. Почему так происходило, Софья Набиевна сказать не может. Такая, видимо, была тогда политика государства. Поступил приказ – и в 1943-м году поехали. Ехали почти целый месяц, терпя все дорожные тяготы. Конечной остановкой для Сониной семьи была станция Боярск.

  Осматривались на новом месте, устраивались. Для жилья вначале выбрали Поворот. Соня работала на рыбалке. Труд был новый для неё. Байкал поразил своей мощью. Соня не могла оторвать взгляда от вод, простирающихся до горизонта. Её взяли в бригаду закидного невода. Женщины да старики. Тяжёлый невод надо было выбирать, управляться с вёслами.

  Нелегко было на рыбалке, но Соня никогда не жаловалась. Молодость, сила... Да и характер такой, что всё, что ни преподносила жизнь, принимала всегда спокойно и с благодарностью.

  Рыбаки даже зарплаты особо не видели. Всю рыбу отправляли на фронт. Софья Набиевна помнит, как два раза их бригада добыла по 240 центнеров рыбы. Это считалось хорошим уловом. Все радовались, что Байкал даровал им много омуля.

  В Повороте рыбу солили в огромных чанах, вмонтированных прямо в землю. Рыбу пересыпали солью, прижимали её деревянными плахами, а сверху – камнями. Через трое -четверо суток затаривали в большие бочки и грузили на корабли. Всё уходило на фронт.

  Год с небольшим поработав в Повороте, Соня с мамой переезжают на постоянное место жительства в Посольское. И там – снова в колхозную бригаду на рыбалку. Рыбачили и летом, и зимой. Зимой пешнями долбили лёд. У Сони сначала не получалось, и она только сакала – помогала сачком убирать лёд из лунок.

  Чтобы завести невод под лёд, приходилось потрудиться. Делали двухметровый спуск из лунок, потом норилом заводили невод под лёд. Нелёгкая рыбацкая сноровка более доступна рыбакам-мужчинам. Но война научила делать это и женщин. И Соня уже приноровилась справляться с работой.

  В бригаде она подружилась с Анной Петровной Марченко. Потом эту дружбу они пронесли через всю жизнь. Аня и предложила: «Давай-ка, Соня, вари! Корми нас!» Так с лёгкой руки подруги стала Соня поварихой.

  Летом и зимой готовила на улице. Из поварского инвентаря выдали ей большой бак да жаровню. Накормить двадцать рыбачек и конюха надо было сытно и вкусно. Омулем питаться не разрешалось, вся рыба шла на фронт.

  Дисциплина во время войны в колхозе была строгой. Софья Набиевна помнит, что по случаю какого-то события им, как подарки, выдали по половине копчёной рыбы. Омуль был жирный и нежный, вкус его помнится до сих пор… А рыбакам готовили сорожину, окуней. Хлеб был по карточкам. Иждивенцы получали по 400 граммов, у рабочих норма была 600 граммов. Так что, считалось, не голодали.

  В День Победы Софья Набиевна поехала на станцию Посольскую и там услышала, что война закончилась. Многие люди плакали, потому что им успели прийти «похоронки». Многие радовались. Это был действительно праздник со слезами на глазах…

  После войны жизнь во многом осталась такой же. Но другой, сытой и роскошной жизни, люди и не пробовали. Просто работали дальше уже под мирным небом…

  В 1948 году Соня вышла замуж за Мансура Хайрулина из Колесово. Они не знали друг друга, не дружили. Сватовство получилось интересным. Их познакомила одна добрая женщина. Мансур посмотрел на Соню, взял её за руку… И всё.

  Софья Набиевна говорит, что сорок пять лет жизни с мужем в Колесово пролетели как один день. Вырастили тринадцать детей. «Трудно было?» «Да не пожалуюсь… — отвечает Софья Набиевна. — Все выросли, работают. Внуки, правнуки…»

  Вот такая история у матери-героини, бабушки Сони. Через некоторое время после смерти мужа сын забрал её к себе в Кабанск. Софья Набиевна скучает по родной Татарии, много лет выписывает женский журнал «Сююмбике» на татарском языке. И внимательно прочитывает каждый номер. А нам кажется, что если бы корреспонденты этого журнала знали про историю бабушки Сони, они бы обязательно приехали в Кабанск и написали про скромную, но настоящую героиню, родившуюся в Татарии, но обретшую вторую родину на Байкале.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.