Судьбы простое полотно…
Ткачество… Красивое ремесло наших прабабушек. Длинные, яркие домотканые дорожки, полотенца, пояса…
Ткали у нас во многих деревнях. Половики – в Береговой, в Большой Речке их ещё красили. Самодельные ткацкие станки привезли с собой в Заречье в 1896 году семьи украинцев. Сохранились записанные воспоминания жительницы этой деревни Прасковьи Яковлевны Обросовой, 1915 года рождения: «Ткали в Заречье две женщины – Пелагея Тришко и Дарья Максимовна Васильцова». Полотно было из конопли. Коноплю сеяли весной, после хлеба. Из семян делали масло. Стебли хорошо вымачивали, потом трепали, вычёсывали, сучили нить.
Конопляные верёвки тянулись по Заречью и другим деревням. Из ниток вязали сети. Грубое полотно шло на мешки. А из более нежного ткали полотенца, потом их отбеливали, выдерживая два дня в закваске из муки с дрожжами. Жаль, что, видимо, не осталось в Заречье ткацких станков, полотенец, лишь воспоминания...
…В молодости ткала дорожки Нина Павловна Лобанова из Каменска. Ткацкий станок ей сделал муж Владимир Иванович. Как сделал? Посмотрел у старого мастера. Одно время он работал вместе с Антоном Григорьевичем Главатских. Тот был уже пожилым, 1905 года рождения. Для жены сделал станок. Семья Главатских переехала из Мордовии. Бабушка Лиза, супруга деда Антона, ткала.
Сделать станок у Владимира Ивановича получилось. Он токарь, добавил металлические шестерёнки, «стопора», чтобы можно было регулировать нить, не вставая. Бабушка Лиза показала Нине Павловне, как заправлять станок, наматывать нить и ткать. А на следующий день пришла смотреть. Говор у неё был интересный: «Ты гляди-ка, девка, всё поняла! А я соседку учу-учу, а она только со мной ткёт. А у тебя дело пошло»…
Нина Павловна и сейчас, в свои семьдесят шесть, на месте не посидит, а когда прибежит со смены, домашние дела быстро переделает, и к станку. Так затянули её эти дорожки. Выходило красиво. Сначала было просто полотно, потом захотелось выбрать узор, пустить ромбики, ёлочки. Надо было сновать уже тремя челноками. Подруги, соседки стали просить: «Хочу такой, мне сотки». У кого-то из них, наверное, сохранились яркие дорожки Нины Павловны.
А в Кабанском Доме творчества ткачеством заинтересовалась Ирина Николаевна Тарасова. По случаю удалось приобрести станок. Сделал его мастер из Хоринска. Отрегулировали его, разобрались, как заправить и натянуть нити. Оказалось, что это целая наука. Советовались с коллегами, читали книги. Чтобы понять, как наматывать нити, продеть их в нитницы, соблюсти натяжение, ушло два месяца.
Детям понравилось ткать. Надо только следить, как перекрещиваются нити, нажимать на педали. Пока девочки ткут дорожки. Сначала взяли для основы трикотаж – не пошло, потом джинсу – тоже не то. Остановились на ситце. Это понравилось. Дорожки стали мягкими.
Наверное, если найдётся мастер и сделает частое бердо – гребень, то можно попробовать, как зареченские мастерицы, и полотенца, и что-то из одежды. Говорят, если лён на земле не сгниёт, то ему сноса нет. А про коноплю ещё лучше: рубашка из неё в холод согревает, в жару холодит. Кстати, одежда из конопляного полотна входит в моду в Европе.
На старинных станках перегородки у бердо делались из пластинок высушенного камыша. А в Пинеге, на русском севере, мастера делали в бёрдышки рёбра из деревянных пластинок шириной 10 миллиметров и толщиной 1 миллиметр, а отстояли они друг от друга на узелок льняной нити. На таком бердо и полотно тонкое… Попробуем?
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.