Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

23.02.2018 10:10 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 15.02.2018 г.

О Кабанской Школе, которую мы потеряли…

Автор: Сергей БОРОВИК.
Выпускник Кабанской школы 1968 года.

Школьные воспоминания редактора «Байкальских огней»

  А о тогдашней Школе, о том, какой осталась в душе и памяти Кабанская средняя школа 60-х годов, и о её директоре Иннокентии Андреевиче Белоголове. Такую школу мы тоже потеряли в новом государстве с невнятными принципами и ориентирами и, похоже, безвозвратно, лихо выплеснув в бездумные годы перестройки из ванной вместе с водой и ребёнка…

  Нынешним кабанским школярам ту школу и представить будет сложно – настолько она была другой.

  Старшеклассники каждое лето отправлялись в совхоз «Кабанский» выращивать уток. Причём делали это вполне самостоятельно, без плотной опеки взрослых. Те, кто немного помладше, работали в совхозных садах и огородах (а сады были в большинстве крупных сёл, это теперь они повывелись из-за бесхозности). Младшим классам хватало работы на пришкольном участке и в солидной, редкой в те годы, теплице. Огород, кстати (осталось в памяти), буквально утопал в красивейших цветах. Кажется, одно это говорит о школе многое…

  Наш директор, порой жестковатый, немногословный, особое внимание уделял воспитанию в учениках культуры, по большому счёту – чувства прекрасного. Хотя мы, естественно, и не догадывались тогда об этом.

  Ни одно заметное событие в школе и селе не обходилось без ученического духового оркестра. На единственный комплект инструментов приходилось два состава музыкантов. Чтобы попасть в оркестр, надо было пройти тот ещё конкурс!

  Был и эстрадный оркестр с «хитовым», как теперь говорят, репертуаром: «Серебряная гитара», «Прогулка по набережной», «Возвращайся» — аккордеон, труба, гитара, ударные…

  Была театральная студия при Кабанском народном театре, где на сцену выходили самые «трудные» подростки; был общешкольный хор; вечера поэзии, встречи с интересными людьми…

  Кипела и спортивная жизнь. Не случайно, наверное, более всего школа преуспела в те годы в командных видах спорта, где так важны дух товарищества, коллективизм и поддержка болельщиков. Школьники – баскетболисты, футболисты, волейболисты, хоккеисты – играли на равных в районных мужских соревнованиях. Баскетболисты, скажем, носили титулы чемпионов района среди взрослых и чемпионов Бурятии среди школьников!

  Не раз приходилось видеть на скамейке в школьном спортзале «болеющего» за своих Иннокентия Андреевича, и поведением при этом он мало чем отличался от сидящих рядом мальчишек и девчонок…

  И всё-таки главным для любой школы был и остаётся учебный процесс. По многим объективным показателям «школа Белоголова» не имела равных в районе и была одной из лучших в республике, в частности, по числу медалистов и победителей олимпиад и конкурсов – вплоть до всесоюзных, выпускников – студентов престижных вузов.

  Отличные учителя, которых оберегал и с которых в то же время строго спрашивал директор, и общая атмосфера сплочённости педагогов и учеников, гордость за свой класс, школу и готовность отстаивать их честь делали своё дело. А всё это зависит от личности руководителя, его умения определять цель и добиваться главного, объединяя вокруг себя и взрослых, и детей.

  …Когда первой в Бурятии Кабанская школа заявила о переходе к кабинетной системе обучения, недовольны были все ученики и большинство учителей. Привыкли, что день проходит в родном классе, таком уютном и обжитом, раздражали встречные потоки учеников на переменах в коридорах… Наш «шеф» (почему-то именно так мы его называли за глаза) был настойчив и терпелив. И уже через полгода рискованный эксперимент был признан успешным и потихоньку начал распространяться в Бурятии!

  Школа, которую мы потеряли, была, конечно, другой. Но и подходы были иными. Не было тогда ни Домов детского творчества, ни спортивных или музыкальных школ. Общеобразовательная школа должна была занимать и развивать детей с утра до вечера. В нашей школе занятие себе можно было найти в любое время, кроме ночного. И в любое время там неизменно находился Иннокентий Андреевич Белоголов, как будто вообще не уходил домой.

  …Чтобы «Школа» писалась с большой буквы, немногое надо. Чтобы с большой буквы писалось – «Учитель».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.