Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

23.02.2018 11:26 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 15.02.2018 г.

Воспоминания детей об отце Иннокентии Андреевиче БЕЛОГОЛОВЕ – директоре Кабанской школы

  Это было в далеком 28-м году прошлого столетия. В снежную февральскую ночь в деревенском доме на берегу Байкала, где расположилось рыбацкое село Посольское, появился на свет малыш. Его мама (наша бабушка Марьяна) тяжело заболела после родов и вскоре умерла. Так, едва родившись, наш папа Кеша остался без своей мамы...

  Подругу нашей бабушки, восемнадцатилетнюю Грушу, не спрашивая, выдали замуж за вдовца Андрея, папиного отца, то есть за нашего дедушку. Так у маленького Кеши появилась ещё одна мама. Папа через всю свою жизнь пронёс признательность и благодарность ей, своей приёмной маме – Аграфене Никитичне. Он оберегал её и всячески помогал.

  Когда мы подросли, вместе с папой ходили на какие-то болотистые места косить и грести сено для бабушкиной коровы, где пауты, мошка и комары активно нас атаковали. Сажали и обрабатывали картошку на её огороде. А потом бабушка до старости жила в отцовском доме. Так просто прививал нам отец уважение к старшим, чувство долга и ответственности за своих близких.

  В 1941 году наш дедушка Андрей, папин отец, ушёл на фронт и не вернулся. В 13 лет отец остался с бабушкой Маней, нашей прабабушкой и с бабой Груней, своей мамой. Был единственным мужчиной в доме...

  Он любил бродить по берегу Байкала, впитывая его мощь и красоту.

  Свою любовь к родным местам отец сохранил навсегда, писал об этом в стихах:

  ...И где бы я ни находился,

  Мне только здесь легко дышать.

  С Байкалом я навек сроднился,

  И с ним у нас одна душа.

  У него всегда было стремление учиться, совершенствоваться, добиваться успехов в жизни. По окончании 8 классов Кабанской школы, работая в колхозе «Байкал», он мечтал стать офицером, служить Родине. Поступил курсантом в Омское Краснознамённое пехотное училище имени Фрунзе, успешно проучился два года, но тяжело заболел и по состоянию здоровья был комиссован.

  Вернулся в своё село, работал в Посольском сельском Совете секретарём.

  У папы был друг в Улан-Удэ, который занимался, в силу своей должности, распределением молодых специалистов по школам Бурятии. Папа и попросил его, чтобы он направил в Посольскую школу на вакантную должность самую обаятельную учительницу. Наша мама Людмила Афанасьевна оказалась в Посольском. Там они и поженились в 1951 году.

  Отец экстерном сдал экзамены в Кабанской средней школе и поступил в БГПИ им. Д. Банзарова на исторический факультет. Учился отлично, по окончании получил красный диплом. Ему дали направление в аспирантуру в Ленинград. Он не поехал. За плечами была большая семья: жена и трое маленьких детей, которых он очень любил.

  Когда мы выросли и разлетелись, отец писал нам письма – добрые, ласковые, полные понимания и заботы. Вот строчки из его письма: «Так и хочется отрывать листочки календаря по два-три в день, чтобы приблизить дивную пору природы – лето. И всё во имя того, чтобы вы были скорее дома».

  Всегда хотелось вернуться в родной дом, где умели тебя понять, почувствовать твоё настроение, а иногда и твою боль. Отец умел сопереживать, дарить нам свет и тепло.

  Работе он посвящал практически всё своё время, но когда выдавалась свободная минутка, всегда был чем-то занят: ездил на рыбалку, вместе с нами собирал в лесу грибы и ягоду, окучивал картошку, выращивал огурцы. У них с мамой были прекрасный сад и двор в цветах.

  Папа любил всё красивое. Однажды прислал нам посылку из Москвы с письмом: «В пледе завернуты безделушки, осторожно, не сломайте». Мы развернули и увидели две фарфоровые фигурки: грациозную балерину и задумчивого Пушкина с пером в руке…

  Отец любил читать хорошие книги, которые захватывают ум и сердце. Настоящий педагог – всегда книголюб. У нас была большая библиотека: классическая литература, историческая, энциклопедии, словари…. Книги не пылились на полках. Мы их читали. Этому научил нас отец.

  Трудовая деятельность нашего отца связана со школой, с педагогикой.

  По окончании института работал завучем Посольской семилетней школы. Он любил повторять слова: «Школа – это не стены, школа – это дети».

  Затем он был назначен на ответственную должность – директором Большереченской восьмилетней школы. Школа была маленькая, всего четыре кабинета.

  Вместе с коллективом и учениками он достраивал школу почти вручную. Взрослые вместе с учениками возводили стены родной школы. Добавили кабинеты физики, химии, домоводства, спортивный зал, столярные мастерские. Заложили сад — посадили груши, яблони, смородину, малину, много цветов. Школу вскоре преобразовали в среднюю…

  Далее была Кабанская школа. Здесь отец задействовал весь свой накопленный опыт и организаторский талант. Работал директором, преподавал историю и обществоведение. В школе сформировался сильный педагогический коллектив. Индивидуальная, иногда жёсткая, чаще дружеская, душевная беседа – главный метод работы директора с учителем. И на первом месте у него стояли не хозяйственные вопросы, а вопросы воспитания. Хороший учитель любит детей, верит, что каждый ребёнок может стать личностью, и всё делает для того, чтобы эта личность проявилась.

  На уроках отец учил мыслить, анализировать, учил любить свою Родину, не подличать, не предавать. Он от нас требовал отдачи, но требовательным отец был прежде всего к себе.

  Есть хороший учитель – есть талантливые ученики. И его ученики достигали успеха в учении, преодолевая трудности. Из стен школы выходили хорошо подготовленные, талантливые ребята. Они легко выдерживали конкурс, поступали в ведущие вузы страны. Становились хорошими студентами.

  Школа взрастила целую плеяду будущих учёных, врачей, педагогов, инженеров, писателей, артистов…

  Кабанская школа одна из первых в республике перешла на кабинетную систему, что привело к заметному улучшению учебно-воспитательного процесса. Во многих кабинетах были поставлены киноаппараты, были организованы курсы кинодемонстраторов для учителей и учеников. В кабинетах преподаватели с большим энтузиазмом собирали дидактический материал, модели, таблицы, оснащали рабочее место ученика.

  Кабинеты передавались дежурными по классам в идеальном порядке и чистоте.

  Учащиеся школы демонстрировали в учёбе, в общественных делах, спорте отличные результаты. Школа стала лучшей среди сельских школ Бурятии.

  А это и есть плоды работы нашего отца, цель его жизни. Его наградили орденом «Знак Почёта», медалью «За доблестный труд», знаком «Отличник народного просвещения РСФСР».

  Мы глубоко благодарны местным властям, общественности Кабанска за решение установить к 90-летию со дня рождения отца на фасаде школы мемориальную доску.

  Вот таким был наш папа. Глубоко порядочный, самодостаточный, образованный, начитанный, с большим, открытым людям сердцем.

  У них с мамой выросли четверо детей, десять внуков, шестнадцать правнуков.

  …«Зачем на свете мы живём?

  Чтобы себя увековечить.

  И в сыне, правнуке родном

  Себе бессмертье обеспечить»…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.