Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

25.11.2015 08:39 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 93-94 от 20.11.2015 г.

Хамар-Дабан хранит свои тайны

И вторая экспедиция к упавшему самолёту закончилась неудачей...

Журналисты телевизионной компании АТВ, ознакомившись с материалами, опубликованными в «Байкальских огнях» о трагедии в горах Хамар-Дабана, где погибла правительственная делегация независимой республики Восточный Туркестан, запланировали снять документальный фильм.

Я согласился проводить их к месту падения самолёта, где не раз бывал. Пошёл вместе с нами и мой старый товарищ Аркадий Константинович Таракановский, пенсионер, житель Кабанска.
  Надо признать: время для посещения тех мест, где в 1949 году разбился «правительственный борт», было выбрано неудачно. Мы вышли 14 августа. Стояла страшная засуха, в лесу начались пожары. От попытки проехать как можно дальше по лесной дороге пришлось отказаться. Дорога оказалась сильно разбитой, заболоченной, с глубокими колеями. Пришлось идти пешком…
  За первый день мы вышли к подножью горы, где лежит самолёт. Ночёвка у охотничьего зимовья и рано утром следующего дня – подъём в гору. Шли трудно: поваленные деревья, каменистые россыпи, густые заросли, полное отсутствие троп.
  Во второй половине дня мы подошли к вершине горы. Но усталость давала о себе знать. Стали отказывать ноги у нашего спутника – краеведа Батожаба Раднаева. Времени на поиски самолёта у нас почти не оставалось. Ночевать на вершине мы не могли, так как пришли налегке, без тёплой одежды и воды. И что самое страшное – медведи. Лесные пожары в низовьях вынудили медведей уйти из мест постоянного обитания. Здесь, наверху, лес не горел, но пищу медведям найти было сложно. Совершенно не было кедровых орехов, не было лесной чёрной и красной смородины. Очень мало черники. Единственное, чем был богат лес в этом году, – рябина.
  Следы «работы» медведей были повсюду. Развороченные муравейники, разгребённые норы бурундуков… Встретиться с ними мы могли в любой момент. Рисковать было нельзя. Решили, что на поиск самолёта я уйду один. Остальные по каменному склону горы, где вероятность встречи с медведями была минимальной, будут уходить, чтобы засветло успеть к лагерю.
  …Через два часа я нашёл самолёт, взял кусок обшивки на память и до наступления полной темноты спустился к нашему лагерю.
  Перед выходом в горы мы узнавали погоду. Синоптики дождя не обещали. Но в горах эта самая погода непредсказуема. Ночью пролил ливень, а весь следующий день шёл моросящий дождь. Утром горы надёжно укрыли облака, видимость — не больше десяти метров. Пронизывающий ветер… Наши целлофановые плащи через полчаса хода превратились в жалкое рваньё. Шли, если это можно назвать ходом, в основном по каменным россыпям, местами передвигаясь на четвереньках… Добравшись до вершины, поняли, что самолёта нам не найти, а тем более снять телевизионный фильм.
  Промокшие до нитки, замёрзшие, спустились вниз к зимовью, обсушились, переночевали. Вспомнили, что 17 августа 1956 года в этих местах из-за переохлаждения погибли четверо военных топографов, группа капитана Селивёрстова. Такой участи мы не хотели. Утром следующего дня решили идти домой, так и не достигнув основной цели нашей экспедиции.
  В итоге мы ещё раз убедились, что потерпевший крушение самолёт ИЛ-12 лежит не на горе Кабаньей, как это указано в официальных источниках, а на горе Забаир – это примерно в семи километрах от вершины горы Кабаньей. И именно поэтому его не могли найти члены экспедиции, организованной газетой «Информ Полис» в 2013 году, хотя прочесали в течение четырёх дней эту гору вдоль и поперёк.
  В январе нынешнего года в редакции газеты «Байкальские огни» побывал известный бурятский геолог В.Ф. Барский. Рассматривая снимки места гибели самолёта из космоса, обратил внимание на странные кольца вокруг горы.
  Будучи в горах, я внимательно присматривался и пришёл к выводу: кольцо – это каменная россыпь вокруг горы. Сама гора – это сплошное нагромождение камней. Иногда величиной с дом или автомобиль, явно ледникового происхождения. Вершина находится в верхней границе леса, относительно плоская, и на ней, как шапка, произрастают кедровый стланик и редкие низкорослые пихты.
  …Меня иногда спрашивают, зачем я в моём пугающем возрасте (а мне уже за семьдесят) иду к этому злополучному самолёту. Отвечаю.
  В далёком 1949 году произошла эта страшная трагедия. Но в силу известных и неизвестных нам причин всё это было строго засекречено. Там погибли пятеро советских лётчиков и девять человек – членов правительственной делегации Восточно-Туркестанской республики (ныне Синцзян-Уйгурский автономный округ Китая).
  Советское правительство сообщило народу этой республики, что самолёт разбился в горах Забайкалья.
  Сын одного из погибших уйгурских генералов проживает сейчас в Киргизии. Сказал по телефону, что его отец погиб в отрогах Яблоневого хребта. Такая у них информированность…
  Погибшие советские лётчики наверняка были участниками войны, наверняка у них были дети и есть внуки, правнуки. Они тоже должны знать, где погибли их отцы и деды.
  Мы часто повторяем фразу «Никто не забыт и ничто не забыто», а сами до сих пор не знаем, как звали этих «сталинских соколов». Ни имени, ни отчеств. Знаем только фамилии и воинские звания...
  Журналисты АТВ хотели с документальным фильмом выйти на экран России в надежде, что отзовутся люди, кому небезразлична память о погибших. Возможно ещё живы солдаты и офицеры, участвовавшие в ликвидации этой катастрофы.
  В заключение я искренне благодарю всех, с кем ходил в экспедицию, за терпение, добрый нрав. Мы стали хорошими друзьями.
  Все мы благодарны кабанскому охотнику Берёзкину Денису. Его зимовьё было для нас «пятизвёздочным отелем».