Кто построил ферму в дельте Селенги?
В редакцию «БО» поступило сообщение от жителей Шигаево с неблагозвучным заголовком «Плывут к**ашки в озеро Байкал»...
В нём говорится, что в дельте Селенги, в местности Хаустик расположена заимка, где выращивают на откорм бычков, при этом чипов и прививок животные не имеют, но ни один надзорный орган внимания на это не обращает. А других фермеров штрафуют даже за водопой возле реки. Также в сообщении сказано, что вся округа «секретного» хозяйства усеяна браконьерскими сетями.
Справедливости ради отметим, что это не первое сообщение в редакцию о незаконной ферме на острове.
В марте 2019 года иркутские охотники-рыбаки на страницах «БО» уже сообщали: «Мы наблюдаем с горечью, как деградирует с каждым годом это уникальное место. Нынче (т.е. в 2019 году – прим.) мы со своими удочками не смогли найти подходящего места в протоке Быструшка – она была на сто рядов перегорожена браконьерскими сетями. В протоке Хаустик нас ждал другой сюрприз – кто-то прямо на острове, до Байкала рукой подать, устроил зимнюю скотобазу – вагон, сараи, загон для скота. Всё загажено, замусорено…»
Вскоре после этого сообщения природоохранная прокуратура анонсировала, что постройки на островах незаконны, и обратилась в Железнодорожный суд г. Улан-Удэ с требованием обязать Министерство природных ресурсов Бурятии и Федеральное агентство водных ресурсов снести самострой. Поддержало их Росрыболовство, уверенное, что в этих зимовьях браконьеры занимаются изготовлением незаконных орудий лова.
Минприроды упиралось. По их мнению, ликвидировать хибары должны не они, а муниципальные власти. Родилось даже предположение, что они придерживаются такой позиции, потому что часть строений принадлежит известным республиканским политикам и бизнесменам. И ведь действительно, некоторые зимовья больше похожи на дома, причём, недешёвые. В народе их даже прозвали хараузинская «Рублёвка».
Тем не менее спустя год на сайте Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры появилось сообщение, что решение суда вступило в законную силу, а природоохранный прокурор вынес представление министерству природы по сносу незаконных строений в дельте Селенги (их оказалось около двухсот!) Исполнение данного решения находится на контроле природоохранной прокуратуры.
Столь радикальные меры связаны с тем, что дельта Селенги — крупнейшая пресноводная дельта на планете. Она занесена в списки уникальных природных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и поддерживает численность нескольких сотен видов птиц. Самовольное размещение охотничьих и рыболовных строений способствует её загрязнению, посему строительство там недопустимо, а снос рыбацких хибар принципиален.
Но спустя ещё один год стало ясно, что дальше громких заявлений дело не пошло. В этом мы лично убедились, когда колесили по Селенге с сотрудниками рыбоохраны и ветеринарной службы в поисках той самой неугодной шигаевцам фермы. Причём, надо сказать, что ведомства оперативно отреагировали на сообщение граждан и наше предложение проверить эту информацию. И главное, что бросается в глаза на реке, – десятки рыбацких хибар, которые по-прежнему стоят на своих местах, встречая своим неприглядным видом.
И надо сказать, острова – идеальное место для создания нелегальной фермы. Отыскать её было сложно даже опытным рыбинспекторам, которые, как никто другой, знают эти места. И даже когда силуэт фермы всё же показался на горизонте, ушло немало времени, чтобы отыскать в речных лабиринтах дорогу к ней – всё перемело снегом, а на непроверенном пути можно запросто провалиться под лёд. К тому же поверхность реки далеко не гладкая, из-за чего новая газель рыбинспекции то и дело натыкалась на ледяные заторы.
Визуально хозяйство имеет внушительные размеры, по крайней мере, на фоне реки. Людей там не было. Вместо них нас встретила пара крупных собак, одна из которых свободно гуляла по территории. К счастью, пёс оказался дружелюбным – в отличие от другого, который сидел на привязи.
Животных на участке оказалось немного – в загоне паслось всего пять бычков и один телёнок (чуть меньше скота в тот же день мы обнаружили на маяке – две коровы и два телёнка). Бычки упитанные, чистые, людей не боятся, но, судя по следам их жизнедеятельности, уходом за ними особо не занимаются. Зато брошенные неподалёку тюки сена говорят о том, что кормов у них предостаточно. Видно, что хозяин обосновался здесь прочно. Личность его будет установлена через полицию и администрацию поселения. Если выяснится, что ферма расположена незаконно, собственнику придётся выплатить небольшой штраф от 3000 до 5000 рублей за размещение в водоохранной зоне.
Скот также подлежит проверке, поскольку идентификационные бирки на нём отсутствуют. Если у них нет подкожных чипов, значит, животные не привиты. Предусмотрена хозяину и ответственность за самовыгул собак.
Но самое страшное наказание может последовать в случае, если за дело возьмётся «наука». Штрафы за причинённый ущерб водным биоресурсам весьма нешуточные. Причём это касается не только собственника фермы с бычками, но и хозяев скота на маяке…
Информация о браконьерских сетях не подтвердилась. За весь день не было обнаружено ни единой сети. Рыбаков на реке тоже практически не было.
Снимок хорошо показывает, в каких условиях содержат животных.
Тюки сена почему-то брошены на льду недалеко от хозяйства.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.