Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

25.06.2020 10:43 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 26 от 25.06.2020 г.

Бакланы: вредны или нет?

Автор: Екатерина ВОКИНА.

Стаи бакланов в дельте Селенги. Весна 2020 года.

Душа кровью обливается, когда видишь ужасающие картины гиблых островов...- говорит председатель Кабанского районного общества охотников и рыболовов Владимир Кузьмин.

Осенью прошлого года наша газета занялась исследованием «бакланьей» темы. Тогда мы озвучили мнения жителей района, учёных, экологических и правительственных структур. Большинство из них сходились в том, что бакланы наносят вред байкальской природе. С наступлением лета мы вновь задались вопросом: сдвинется ли решение проблемы с мёртвой точки или этот вопрос так и останется риторическим?

Известный в Сибири учёный-орнитолог Игорь Фефелов из Иркутска считает, что сейчас бакланов на Байкале примерно столько же, сколько было, скорее всего, до заселения этих земель первопроходцами, лет 300 назад. Они наносят вред растительности. На скалах и на деревьях, где гнездятся колонии бакланов, растительность исчезает из-за едкого помёта. Их очень много одновременно – птицы живут большими колониями, и в этих местах деревья погибают буквально за несколько лет. С другой стороны, их бездумное уничтожение может привести к другим проблемам, не менее серьёзным.

С этим согласен и орнитолог Юрий Анисимов, научный сотрудник Байкальского биосферного заповедника. Однако в интервью нашей газете по поводу «бакланьего» вреда он высказался так:

- Какая проблема с бакланами на Байкале? Во-первых, они сами – часть природы, какой же тогда вред природа может нанести сама себе? Во-вторых, они здесь были задолго до человека, и с рыбными запасами тогда всё было хорошо. А вот когда пришёл человек, с рыбными запасами всё стало намного хуже, особенно лет 100 назад. Лет 50 назад баклан с Байкала по каким-то причинам исчез. Для тех из нас, кому сегодня лет 30-40, баклан – в новинку. А когда они видят, что он ест «их» рыбу, по этому поводу очень сильно расстраиваются. Так что проблемы бакланов я не вижу.

О том, что баклан, скорее всего, мишень для отвлечения общественного мнения от истинных виновников исчезновения рыбы – от браконьеров, от непомерного наплыва гостей на берег Байкала, предприятий-загрязнителей, неэффективно работающих очистных и воспроизводства мальков омуля, говорил на одной из экологических конференций и Василий Сутула, директор Байкальского государственного природного биосферного заповедника.

И всё же многие из тех, кто каждый день сталкивается с полчищами этой прожорливой птицы, воочию видят наносимый ею вред. Сергей Садовский, директор ООО «Новый Промой», занимающегося ведением охотничьего хозяйства на правобережье, рассказывает:

- Те места, где гнездятся бакланы, выглядят как после атомной войны. И у нас таких мест много. Это надо видеть! Деревья стоят голые, возле гнёзд валяется мёртвая гниющая рыба, от которой исходит дурной запах. Зачем они притаскивают рыбу и выбрасывают возле гнёзд, одним им известно. Но наносимый вред очень большой. Сейчас в правительстве разрабатывается проект по изучению их численности и принятию решения о её регулировании. Работа начиналась до коронавируса, сейчас, видимо, приостановлена. И всё же надеемся, что вопрос сдвинется.

На территории Нового Промоя, на протоке Северной, селилась колония цапель, которую бакланы полностью изгнали. Вот вам и вред, наносимый одной природной системой другой, практически – самой себе. Хотя серая цапля как исчезающий вид занесена в Красную Книгу России, а наш баклан – всего лишь в список птиц, охраняемых международной Конвенцией…

Уже который год бьёт тревогу и председатель Кабанского районного общества охотников и рыболовов Владимир Кузьмин:

- Душа кровью обливается, когда видишь ужасающие картины гиблых островов. Там, где на свою безжалостную охоту с острова взлетает чёрная стая без конца и края, воды не видно из-за остатков повреждённой бакланами рыбы. Они не просто съедают её – поклёвывают и бросают. Даже чайкам мало что достаётся. Кстати, их они тоже выселяют с насиженных мест, не говоря о других, менее бойких птицах.

Что же по этому поводу думают в Управлении федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия? Начальник отдела учёта и производства объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, Юлия Андриевская сообщила, что вопрос научного исследования проблемы бакланов их ведомством рассматривался несколько раз. Об этом писала осенью прошлого года и наша газета. Предложение внесено в Народный Хурал, где и будет рассмотрено на сесии 7 июля. В частности, будет решаться вопрос о выделении средств из республиканского бюджета на научные исследования в отношении баклана.

Если вопрос в Хурале будет решён положительно, исследования начнутся в этом году. Этим будет заниматься Национальный парк – ФГБУ «Заповедное Подлеморье», расположенный на территории Баргузинского и Северобайкальского районов. Собственно, работа уже началась, и к октябрю будут получены первые результаты.

Как только исследования закончатся, будет принято решение о необходимости регулирования численности баклана: оставить всё как есть или начать меры по ограничению числа этой птицы. На вопрос о том, будет ли Кабанский район участвовать в данных исследованиях, нам посоветовали обратиться в Минприроды Бурятии.

Последовав совету, мы услышали от начальника отдела государственной экологической экспертизы и сохранения биоразнообразия Минприроды республики Антона Будунова, что бюджетная заявка Минприроды на проведение научно-исследовательских работ по поводу баклана одобрена правительством республики. Работы начаты в нынешнем году, в будущем будут завершены. Выбор научной организации-кандидата, которой поручат заниматься работами, определит конкурс…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.