Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

14.04.2017 08:31 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 06.04.2017 г.

В Мысовой строили теплоходы?

Модель рыбацкого бота кавасаки. Примерно такие суда строили в Мысовой в 30-е годы прошлого века.

Читая краеведческую литературу, листая подшивки газет, рассматривая старые фото, работая в архивах, мы нередко открываем в истории своего поселения (хотя бы и очень недавней) что-то совершенно новое, ценное и удивительное.

  Так и я в диссертации Ю.Ю. Аргуновой «История рыбного хозяйства Байкальского региона (1900-1980-е г.г.)» нашла поразившую меня информацию.
  «В 1930 г., когда был образован Востсибкрайрыбтрест, в его состав входила Мысовская судоверфь, которая проработала три года. Судостроительное производство было передано на Большереченскую судоверфь (на р. Ангаре в Иркутской области). За это время Мысовская судоверфь выполнила значительный объём работ. Только для Усть-Баргузинского рыбозавода были построены четыре самоходных теплохода «Ударник», «Комсомолец», «Баргузинец», «За большевистскую путину». Для Северобайкальского рыбозавода построили теплоход «Победа». Был выполнен значительный объём работ по строительству промыслового несамоходного флота для Маломорского и Кабанского рыбозаводов...»
  Моему удивлению не было предела! Да, в путеводителе «История города Мысовска», написанном в 1990 году директором Бабушкинского музея А.М. Шеиной, есть упоминание о переводе из с. Лиственичного в Мысовую судостроительной верфи и о строительстве в Мысовой моторных судов для обслуживания рыбных промыслов. Но чтобы в Мысовой строились теплоходы?
  Попытки найти дополнительно информацию о судоверфи в Мысовой вскоре увенчались успехом. В архивах сохранился «Отчёт Мысовского городского исполнительного комитета Б-М АССР Правительству Бурят-Монгольской Советской Социалистической республики» за 1930-1934 годы. Из сухих строк официального документа узнала много нового для себя.
  В сентябре 1932 года из села Лиственичного Слюдянского района Иркутской области в г. Мысовск была переброшена судостроительная верфь. Последний квартал 1932 года и первый квартал 1933 года ушли, в основном, на приспособление площадки и подготовительные работы. Находилась Мысовская судоверфь в подчинении Восточно-Сибирского Рыбтреста. Основной деятельностью её являлась постройка моторных, рыболовецких и транспортных судов для обслуживания рыбного промысла Восточно-Сибирского Госрыбтреста.
  Снабжение материалами обеспечивалось через трест г. Улан-Удэ. Это вызывало массу недовольства, так как остро ощущалась нехватка пиломатериала, гвоздей, железа. Особенно плохо обстояли дела с доставкой судовых моторов внутреннего сгорания на Мысовскую судоверфь. Судостроение производилось на открытой площадке, что, несомненно, сказывалось на производительности труда и качестве работы, особенно в зимний период.
  Техническое оборудование судоверфи было крайне слабо. Имеющиеся мастерские — столярная и слесарная — были не обеспечены необходимыми станками. Набор инструментов также был недостаточен, не было и запасных частей. Очень плохо обстояли дела с обеспеченностью рабочей квалифицированной силой: плотниками, столярами, мастерами по судовому делу. В 1933 году обеспеченность рабочей силой составляла 50% (среднесуточное число — 51 человек рабочих, а в 1934 году — 35%: 65 рабочих и 10 служащих.
  Но, несмотря на все эти неблагоприятные факты, в 1933 году на Мысовской судоверфи были построены: катер, 2 кавасаки (далее указано значение – ред.), выполненных на 90%, рыбница, заложены ещё 4 кавасаки и 10 рыбниц. Строительство рыбницы в 40 тонн было законсервировано из-за распоряжения треста.
  За 1934 год было установлено 2 мотора на кавасаки, построены кавасаки с моторами — 6 шт., достроены на 95% 4 кавасаки с моторами. Также из 10 запланированных рыбниц с моторами построены: 2 рыбницы, 3 — на 85% и 5 — на 30 %. В мае 1934 года, ввиду недостатка пиломатериала, гвоздей и железа, было законсервировано строительство ещё пяти 20-тонных рыбниц.
  В морском энциклопедическом справочнике нахожу, что в СССР, на Дальнем Востоке кавасаки называют рыбацкий парусный или моторный бот длиной 12-15 м, шириной около 3 м, высота борта около 1 м, осадкой 0,6 м, водоизмещением 14 тонн, а рыбница — ловецкое судно относительно больших размеров, обычно палубное. Имеет длину от 11 до 20 м и грузоподъёмность от 15 до 60 тонн.
  А вот упоминания о постройке на Мысовской судоверфи теплоходов пока обнаружить не удалось. Да и сама судоверфь вскоре была переведена в Большую Речку — рабочий посёлок в Иркутском районе, а на её базе рыбтрест организовал Мысовской завод высококачественной продукции, главным образом, из омуля. В короткий срок (два года) на Мысовском рыбозаводе был построен цех посола рыбы с льдосолевым холодильником, цех копчения по выпуску рыбы горячего и холодного копчения. Но это уже совсем другая история...

Т.А. ЧЕРНЫХ.
г. Бабушкин.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.