Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

12.12.2017 08:51 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 49 от 07.12.2017 г.

Повесть о «красном директоре» А.И. Хмелёве (Продолжение)

Автор: З.А. КУРБАТОВА.
Председатель профкома птицефабрики «Кабанская».

Коллективу птицефабрики «Кабанская» только что вручено переходящее Красное знамя победителя социалистического соревнования. Передовики сфотографировались с первым секретарём райкома КПСС А.С. БЕРЕЩИНОВЫМ (внизу в центре).

А.А. ХМЕЛЁВ стоит во втором ряду, З.А. КУРБАТОВА – крайняя справа. Январь 1981 года.

Рассказанная теми, кто работал рядом с ним

  Начало  

2. «Казалось, что рабочий день у него никогда не заканчивался…»

  Наш колхоз имени Ленина в Колесово вошёл в состав совхоза «Кабанский» в 1960 году.

  …Колхозники собрались в клубе, который тогда располагался в старом здании церкви. Приехали представители из района – исполкома, райкома КПСС. Они и представили директора совхоза А.И. Хмелёва. Алексей Иванович рассказал о своих планах. Изложив программу развития совхоза, он заверил, что жизнь сельчан в новом хозяйстве улучшится.

  Было много вопросов и возражений. Особенно – от пожилых колесовцев, которые считали, что колхоз не нужно ломать, здесь всё отработано и дела идут неплохо. Действительно, колхоз шёл в районе в числе передовых хозяйств по надою молока, поголовью скота, сбору зерновых. Не станет ли хуже, сомневались колхозники, не придётся ли подолгу ждать, когда нам заплатят за наш труд…

  Но в конце концов пришли к единому решению и стали колесовцы именоваться III отделением совхоза «Кабанский».

  Первые месяцы были трудными. Действительно, зарплата задерживалась. Рабочие встречали молодого директора недоброжелательно, выплёскивая отрицательные эмоции. Но Алексей Иванович был на удивление терпелив: всех выслушивал и убеждал, что неурядицы временны, надо потерпеть. А убеждать он умел – спокойно, грамотно, доходчиво.

  Он постоянно бывал с людьми, в трудовых коллективах. В 5 часов утра он появлялся на молочно-товарной ферме, днём объезжал бригады, а вечером был на собраниях – партийных, профсоюзных, комсомольских… Коллектив только слаживался, особенно «доставали» директора специалисты, «съевшие не один пуд соли» при колхозном строе, со своими убеждениями и самооценкой. Хмелёв понимал их тревоги, но продолжал верить – в коллектив и в себя.

  По рекомендации Алексея Ивановича в 1974 году я была избрана председателем профсоюзного комитета совхоза. А начинала дояркой, затем по направлению совхоза три года обучалась в республиканской школе руководящих кадров, где получила специальность зоотехника-организатора, и сразу была назначена заведующей Кабанской МТФ. Так заботились о кадрах в совхозе «Кабанский»…

  Я благодарна дирекции совхоза, специалистам, партийной организации за ту поддержку, которая помогла мне освоиться на профсоюзной работе, которой отдала без малого два десятка лет. Алексей Иванович поддерживал меня в этой работе конкретно и постоянно. С его одобрения вносились новшества в коллективный договор, в условия социалистического соревнования, в компетенцию различных комиссий, созданных при профкоме.

  Со своей стороны профсоюзы вносили на Совет дирекции предложения, например, по организации горячего питания. Было одобрено и реализовано предложение о бесплатном горячем питании на молочно-товарных фермах и птичниках, о 50-процентной скидке для механизаторов, занятых на сезонных работах. Или раз в год работник совхоза мог бесплатно воспользоваться автотранспортом для перевозки грузов в пределах района.

  Ежегодно рабочие совхоза ездили по бесплатным турпутёвкам по городам-героям, союзным республикам. А как-то группа из двадцати человек – доярки, механизаторы, птичницы, конторские работники – побывали в далёкой Индии.

  Особое внимание оказывалось пенсионерам, тем, кто всю жизнь отдал колхозно-совхозному производству. Кому – денежная помощь, кому – дрова, кому – дом подремонтировать… Зато и ветераны потом охотно откликались на просьбы директора. В сезон выращивания уток рабочих рук не хватало, и тогда Алексей Иванович обращался к ним. 60-65-летние пенсионеры принимали, выращивали и сдавали уток с хорошими показателями.

  А.И. Хмелёв сумел как-то незаметно, постепенно подобрать команду специалистов, и речь не только о главных специалистах, ставших надёжными товарищами по работе. Даже отделения были укомплектованы агрономами, зоотехниками, ветврачами, бухгалтерами с высшим образованием. Важно подчеркнуть: все они имели достаточную самостоятельность и были наделены правом принимать решения по кругу своих вопросов.

  …И жизнь наших сёл заметно преобразилась. Вместо клубов, ютившихся в приспособленных помещениях, выросли современные Дома культуры. Справили новоселье переехавшие из кулацких домов детские сады. Росли, как грибы после дождя, производственные помещения – птичники, коровники, мастерские с полной механизацией труда. Обновлялся парк автомашин, тракторов, другой техники.

  Текучести кадров практически не было. В каждом селе совхозные дома образовывали новые улицы – все отделения имели свои строительные бригады. Рабочие стали получать приличную зарплату. В это трудно сейчас поверить, но так было: передовые доярки, птичницы, механизаторы получали больше директора совхоза! Не были забыты специалисты и руководители среднего звена – по итогам года они получали дополнительные оклады.

  Ежегодно увеличивались статьи расходов на санаторно-курортное лечение, культурно-массовые мероприятия, спортивную работу. В санатории и на курорты ежегодно ездило 50-60 рабочих, хотя плановых путёвок выделялось только 15-18, — остальные приобретались на средства хозяйства.

  Алексей Иванович был в курсе всего. Рабочий день у него начинался в 7 утра, раньше него никто в контору не приходил. Он вёл свою «канцелярию», на столе у него всегда лежали сводки за прошедший день: сколько надоили, засеяли, вспахали… Иногда казалось, что рабочий день у нашего директора никогда не заканчивается.

  Хозяйство наше гремело на всю страну. Вспоминаю, как я училась на профсоюзных курсах в Москве, и мы всей группой посетили ВДНХ. Молодёжи это название, наверное, ни о чём не говорит, а между тем Выставка достижений народного хозяйства СССР была главной площадкой для показа советских достижений. Моей радости и гордости не было конца, когда в павильоне «Сельское хозяйство» мы увидели огромный стенд, посвящённый птицефабрике «Кабанская»! Я рассказывала сокурсникам, что на портретах – наш директор, наши птичницы, доярки, механизаторы…

  И когда я защищала реферат «Характеристика хозяйства», не всем верилось (а учились со мной в основном представители южных регионов), что в сибирской глубинке можно добиваться таких показателей.

  Очень непросто было руководить таким большим и сложным коллективом. Благодаря глубокой порядочности, трудолюбию, организаторским способностям Алексей Иванович пользовался доверием и уважением и в своём коллективе, и в районе, и в республике.

  Второй орден Ленина Хмелёву вручали на совещании передовиков совхоза. Поблагодарив за высокую оценку его работы, Алексей Иванович сказал: «Спасибо всему коллективу! Это – ваша награда. Спасибо!» И… прослезился. Зал встал и долго аплодировал ему…

  Нельзя не сказать, что у Алексея Ивановича всегда была большая поддержка со стороны семьи, жены Веры Викентьевны. По специальности ветврач, она первое время работала на Кабанской и Каргиновской фермах. Коллегам она запомнилась общительной, спокойной, сдержанной женщиной. Воспитание детей, семейный быт, «погода в доме» — всё это ложилось на её плечи, и всё это Вере Викентьевне удавалось.

  Детям, внукам, правнукам этих замечательных людей нужно и можно гордиться своей родословной.

  Похоронены Алексей Иванович и Вера Викентьевна на кабанском кладбище. На их могилах часто лежат живые цветы…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.