Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

08.08.2024 11:15 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31 от 31.07.2024 г.

В Бурятии жительница Корсаково Надежда Цыренова открыла музей-усадьбу на Байкале

Автор: Нина ЛИХИНА.

Посещение музеев – уникальный опыт, который расширяет кругозор, вызывает интерес к истории и культуре, способствует развитию творческого мышления. В последние десятилетия приобретают популярность частные музеи как активно развивающаяся ниша на туристическом рынке, и Бурятия здесь не стала исключением.

Музей-усадьба «Ёнхолог» в посёлке Новом Энхэлуке – островок безвозвратно ушедшей эпохи. Он позволяет остановиться в современной суматохе и оглянуться назад.

Идея создания музея у Надежды Цыреновой из Корсаково появилась не сразу. Сначала они с мужем приобрели в тех местах магазин. Бизнес постепенно развивался, а у Надежды Петровны возникла мысль воссоздать историю местности, начав с Дулана. Она обратилась к архивам, с которыми работает до настоящего времени. Так появились первые десять музейных исторических стендов.

Затем поступило предложение принять участие в проекте ООН «Каждая капля имеет значение – озеро Байкал: 2011». Первым шагом стал ремонт дорожки в Дулане, по которой туристы могли добираться до берега Байкала: раньше нужно было проходить через болото. Попутно решались и другие вопросы: благодаря поддержке «Байкальской экотуристической ассоциации», жителей Дулана, экокафе «Надежда», районной администрации наладили систему очистки и вывоза мусора, построили навес для летнего рынка.

Неприметное ранее село в одночасье стало местом общественной активности на Байкале, число туристов росло. На территории Усан-Лопсона при участии Духовного центра байкальских шаманов Боо-мургэл были построены три юрты. К 350-летию Чайного пути попросили эти юрты открыть. В первой юрте были стенды, во второй – картины местных художников Ивана и Александра Батуровых, в третьей поставили экспонаты, касающиеся Чайного пути. 

- Первоначальное название Энхэлука – Ёнхолог, что переводится как «очень далеко», — рассказывает хозяйка музея. — Когда-то давно люди ходили из Байкало-Кудары в эти места, путь неблизкий.

Тогда, в 2013 году, у Цыреновых после строительства кафе остался запас бруса. И Надежда Петровна предложила мужу построить музей.

Практически всё свободное время Надежда посвящает краеведческой деятельности. Говорит, что дело усложняется тем, что с 1400-х по 1700-е годы хранящиеся в архиве документы написаны на старомонгольском языке. В работе огромную помощь оказывают троюродные сёстры Надежда Подоевна и Галина Подоевна Бубнеевы: они в течение трёх лет изучают старомонгольский язык и могут читать. Женщины хотят добраться до истоков и узнать, в каком году были образованы сёла Дулан и Энхэлук. Ими найдены документы переписи населения 1917 года, но в то время в книге отмечали только родившихся мальчиков. Обнаружена также карта 1806 года, составленная Моисеем Ушаковым, в ней отмечены все 336 рек, впадающих в Байкал. Её Надежда Петровна взяла в музее с. Сухой, которым руководит Ольга Власова, также ведущая большую краеведческую работу. 

Сегодня Энхэлук представляет собой один из модернизированных посёлков Бурятии, но у тех, кто бывал здесь раньше, почему-то возникает чувство глубокой ностальгии по старому доброму патриархальному селу. Из воспоминаний Александра Махачкеева, известного бурятского журналиста: «Тогда здесь стояли крепкие, небольшие бревенчатые дома. Все вровень, с распахнутыми ставнями, крыши, поросшие густым мхом, палисадники с елями, берёзками и рябиной. По утрам на берегу рыбаки тянули невод. Всегда можно было взяться с ними за сеть, а затем взять пару жирных омулей и пожарить их на рожне. Особенно весело было на День рыбака, когда гуляли все прибрежные сёла. А вечером напариться в баньке на берегу и сигануть из парной прямо в море. Тогда Энхэлук и соседняя Сухая были, на мой взгляд, красивейшими сёлами республики. Других прибрежных сёл в этой части Байкала, кроме разве что Заречья и Посольского, просто не было».

Экспонаты появляются в музее постоянно, и у каждого своя история. Однажды Надежде Петровне приснился сон: она увидела старую школьную парту, стоящую на берегу Байкала в Старом Энхэлуке. Сон оказался вещим, и, придя утром на то место, женщина действительно нашла парту. Этот феномен она не может объяснить. Вероятно, духи местности, которым поклоняются буряты, помогли в хорошем и важном деле.

Русскую избу – дом Тимофея Григорьевича и Фаины Кирилловны Кожевниковых – Надежда Цыренова приобрела уже у новых хозяев. Она никогда ничего не берёт даром, всегда даёт деньги, поскольку эти вещи принадлежали другим людям, – таков её принцип.

Был поставлен в музее и дом тайши – такой, какие были во времена Кударинской степной Думы. Удалось найти очень интересный документ – Общественный приговор, в котором обозначено, что 86 семей переселились в Баргузинский район. В 1859 году местному управлению удалось купить Свод законов Российской Империи, на основании которого был разработан Свод законов Кударинской степной Думы. Составителем был Сувор Соктоев, который впоследствии стал главным тайшой. Эти документы находятся в музее. Также удалось найти оттиски и печати почти всех родов. Есть именной список Кударинской степной Думы начиная с 1835 года, когда главным тайшой был Хамаган Дамбуев, при нём был помощником Омоктон Модогоров и четыре заседателя: Соня Харнахоев, Дудай Прохоров, Бабушка Хабутков и Хорай Мудаев. Потомки этих людей живут по всей нашей необъятной стране, возможно, кто-нибудь из них про читает эту статью и откликнется.

А ещё приверженцы музея разыскивают след тех, кто имел кузницы и строил школы: в каждом бурятском селе стояла церковно-приходская школа. Эти люди, считает Надежда Цыренова, работали на благо народа и не должны остаться забытыми. В Национальном архиве сохранился протокол собрания от 27.09.1923 года, в котором написано: «…хохлы Киевской, Полтавской и Черниговской губерний, вытесненные помещиками, со скорбью покинули свою любимую Украину и пошли мыкаться, покорять суровую Сибирь. Нашли себе пристанище в Сухой. Тяжёлая и безотрадная потянулась жизнь у этих людей: вместо привольных степей для добывания хлеба им пришлось возделывать землю из-под леса в дремучей тайге. Десятки лет не разгибая спины, с пилой и топором в руках, пядь за пядью добывалась пашня…»

- А мы пришли уже на готовые земли, - рассуждает Надежда Петровна, - и память об этих людях обязаны передать будущим поколениям. Двадцать лет я мечтаю открыть музей и в Дулане, но нет места: то поле, что мне предлагают, я не хочу забирать у ребятишек, они там играют в волейбол, футбол.

В приоритете у этой женщины – история родной земли, однако много сил отдаётся бизнесу, потому как музей-усадьбу в Энхэлуке Надежда Петровна развивает за счёт своих заведений общепита.

Вот так благодаря инициативе одного человека можно привлечь внимание земляков к истории малой родины, воспитывать деятельное отношение к местному культурному наследию. Надежда Цыренова гордится своими уникальными экспонатами. Роль частных музеев в современном обществе неоспорима, ведь они выступают хранителями исторической правды и наследия прошлого.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.