Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

20.09.2023 10:27 Среда
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 37 от 14.09.2023 г.

Бурятия может лишиться старинного причала в Танхое, построенного на берегу Байкала за год до Русско-японской войны

Автор: Виталий ПОПОВ.

  Августовская встреча Главы Бурятии с жителями района показала, что у нас существует ряд трудностей, с которыми местные руководители не в силах справиться без поддержки вышестоящих властей. Вода, дрова, мусор, электричество, подтопления… – список оказался не маленьким, но практически всё это после беседы с Алексеем Цыденовым обрело если не конкретные сроки решения, то хотя бы намёк, что в будущем ситуация исправится. Чего не скажешь о Танхое, где пятый год подряд постоянно меняющиеся главы и исполняющие их обязанности не знают, что делать с разрушающимся причалом.

- Причальные сооружения построены в 1903 году, — рассказывает глава Танхойского поселения Марина Титорук. — Они были востребованы во время Русско-японской войны, поскольку железная дорога в то время ещё не была построена до конца. Танхой был солидным городом, куда из Иркутской области по воде доставляли вагоны с различными грузами, лошадей. Зимой здесь курсировал ледокол «Байкал», работала ледовая переправа…

Со временем водное сообщение потеряло свою актуальность, и причалом стали пользоваться туристы да местные рыбаки, у которых на причале стоят гаражи для лодок.

Многие годы по документам причал оставался бесхозным сооружением, пока в 2018 году один из предыдущих глав поселения не оформил его в собственность Танхойской администрации. Естественно, к этому времени сооружение обветшало, брёвна, удерживающие насыпь из земли и камней, сгнили, из-за чего причал всё больше размывает волнами.

А так как объект стал муниципальной собственностью, надзорные органы то и дело понуждают администрацию привести его в пригодное состояние, чтобы причал не угрожал безопасности граждан. Требование вполне оправданно, тем более что в прошлом году уже произошёл несчастный случай, когда проезжающий мимо Танхоя водитель решил охладиться, но по каким-то причинам утонул, застряв между пирсом и пришвартованным судном…

Вот только денег на ремонт нет ни в поселении, ни в районной администрации. И всё, что остаётся главе, – искать инвестора, готового вложиться в это сооружение. И надо сказать, один даже нашёлся, но реализовать свой проект ему не удалось…

- В 2022 году причальными сооружениями заинтересовалась иркутская компания «Байкал-Аляска», — продолжает Марина Дмитриевна. — Они планировали построить на причале ресторан с панорамным видом на Байкал и включить Танхой в свой круизный маршрут. Более того, инвестор даже готов был сохранить в цокольном этаже рыбацкие гаражи, чтобы туристы могли не только насладиться природой, но и познакомиться с бытом местного населения.

Идея довольно интересная. Но во время очередного визита в Танхой инвестор сообщил, что проект этот он не потянет. Причина – слишком высокая стоимость. Только на ремонт причала, причём частичный, требуется как минимум 300 миллионов рублей. И это без учёта затрат на сам проект, различные экспертизы и прочие документы. Получить выгоду при таких вложениях в принципе невозможно, даже с учётом потока клиентов с федеральной трассы…

Судя по количеству туристов, причал Танхою просто необходим.

Искать других инвесторов стало бессмысленно. Поэтому остаётся надеяться, что причал удастся передать Росимуществу. Но возникает вопрос: смогут ли местные жители и дальше пользоваться причалом, лодочными гаражами, если Росимущество перепродаст кому-то этот объект? Но даже если на местных жителях это никак не отразится, сколько времени займёт передача причала? Ведь сроки могут сильно затянуться, а штрафы за отсутствие ремонта приходят с завидной регулярностью. К примеру, в сентябре главу Танхоя за причал и семь кладбищ поселения, которые невозможно поставить на баланс, потому что они находятся на берегу Байкала и землях Лесного фонда, оштрафовали на 37 тысяч рублей. И это при том, что заработная плата главы на пять тысяч рублей меньше. Оплачивать их, естественно, приходится из своего кармана. Потому-то и не задерживаются главы Танхойского поселения на своём посту.

Глава Танхойского поселения Марина Титорук: «Лет 10-15 назад причал доходил до рельсов, торчащих из Байкала…»

- Я просто не знаю, что делать с нашим причалом, — подводит итог Марина Титорук. — Ясно одно – без помощи республиканского правительства решить эту проблему не удастся…

Досадно видеть, как в шаговой доступности от красивейших домов, арт-объектов современного Байкальского заповедника рушится объект со 120-летней историей. И если всеобщее безразличие так и не удастся побороть, то, скорее всего, на нашем веку танхойский причал постигнет судьба останков бабушкинской пересыльной тюрьмы, возведённой итальянскими мастерами в 19 веке, которую нещадно снесли в 2021 году.

Почему мы так безразличны к своему историческому наследию?

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.