Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

11.01.2023 14:37 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 52 от 29.12.2022 г.

В Бурятии Тимлюйский цементный завод встречает 70-летний юбилей

Автор: Алёна ДМИТРИЕВА.
Пресс-служба ООО «ТимлюйЦемент».

Горный карьер. 

  9 февраля 1953 года машинист Пётр Дорохович, приехавший из Красноярска на пуск предприятия, разжёг факел первой вращающейся печи. С того самого дня пишется история флагмана стройиндустрии Бурятии – Тимлюйского цемзавода. 23 февраля была получена первая тонна продукции, в конце марта стройматериал отгружен потребителям.

31 миллион тонн цемента выпущено за неполных 70 лет. За этими цифрами – сотни тысяч построенных с его применением объектов, от жилых домов до плотин гидроэлектростанций. Славная история завода складывается из судеб нескольких поколений цементников, сумевших построить предприятие с нуля, вывести его на передовые позиции и держать высокую марку на протяжении 70 лет.

Строго следуя технологической цепочке, передел за переделом, мы расскажем, как производится тимлюйский цемент и почему он считается одним из лучших в Сибири и на Дальнем Востоке. Познакомим с теми, кто стоит за стабильно высоким качеством «хлеба строек» и обеспечивает его ежедневным и ежечасным трудом, – людьми цементного завода.

Технический руководитель цеха «Горный» Руслан Захаров и лучший дробильщик по итогам года Андрей Дудин на фабрике.

Всё начинается с карьера

Цементные заводы всегда строят вблизи сырьевых баз, Тимлюйский – не исключение. До 1961 года его сырьевой базой являлось Правоеловское месторождение известняков, расположенное в семи километрах от промышленной площадки. Карьер и предприятие соединяла воздушно-канатная дорога – чудо инженерной мысли. Известняк поступал на завод в вагонетках по ВКД.

В ходе разработки карьера стало ясно, что проведённая в 1930-х годах геологоразведка была явно недостаточной. Известняк пронизывали слои некондиционного сырья. Добывать его становилось всё сложнее, а промышленные запасы снизились наполовину. Требовалась организация второго карьера – на базе открытого в 1950-х годах Таракановского месторождения в 15 км от завода.

Вместе с карьером строился и жилпосёлок – «ввиду отдалённости карьера от цемзавода и в целях улучшения условий эксплуатации», как сказано в проектном задании. Было спланировано всё – от архитектурного решения до расчёта населения. По проекту 90 % жителей – семейные, 10 % – «одиночки», а 45 % составляла «несамодеятельная группа», большая часть которой – 150 детей! Исходя из этого, возводились ясли, детсад, школа, столовая, хлебопекарня, баня, ФАП. Были запроектированы даже деревянные сараи, уборные и заборы из штакетника вокруг жилых домов по красной линии. Позже посёлок получил название «Горный». От былого жилищно-коммунального рая мало что осталось. Хотя и сегодня здесь живут семьи заводчан, ставшие династиями: Гопеевы, Завьяловы, Дудины…

С 2011 года ведётся разработка юго-восточного фланга Таракановского месторождения. Балансовых запасов известняков при сегодняшней загрузке мощностей хватит на 40-50 лет работы завода.

Трудный известняк

Таракановский карьер считается самым сложным в холдинговой компании «Сибирский цемент» (напомним, АО «ХК «Сибцем» объединяет пять цементных заводов в Топках, Искитиме, Красноярске, Ангарске и Каменске, и у каждого из предприятий своя сырьевая база).

- Миллионы лет назад здесь располагалось дно Мирового океана. Ракушечник оседал сантиметр за сантиметром, формируя огромные горизонтальные пласты известняка. Но в результате движения тектонических плит их подняло на 80-90 градусов вертикально (так, кстати, и шло образование хребта Хамар-Дабан), перемешало и переломало в разных плоскостях, — объясняет директор по горным работам ООО «ТимлюйЦемент» Иван Муравьёв.

Пласты известняка круто падающие. В многочисленные разломы попали другие породы, суглинки. В результате сырьё неоднородно по составу, со множеством включений. Чтобы добыть тонну известняка, нужно вывезти почти шесть тонн вскрыши – это самая дорогостоящая добыча среди цементных заводов холдинга.

- Для нас всё начинается с буровзрывных работ. Взрывы проводятся 2-3 раза в месяц. Взорванную массу грузят гидравлические или электроэкскаваторы. Забой отрабатывается селективно, мы отбираем нужное. Известняк с титром выше 81 отправляется на дробильно-сортировочную фабрику, остальное – в отвал, — уточняет начальник цеха «Горный» Алексей Кравцов. Он пришёл в «Горный» мастером в 2013-м, стал техническим руководителем и три года как возглавляет цех.

Примета цеха «Горный» – заводские семьи и трудовые династии. Три поколения Гопеевых посвятили себя подразделению. Владимир работает на гидравлическом экскаваторе, их экипаж с Алексеем Изгачёвым стал лучшим по итогам уходящего года. Отец Владимира – Василий Анатольевич – работал на фабрике, сейчас он машинист насосных установок, жена Яна – машинист конвейера на фабрике. У опытного дробильщика Андрея Дудина, лучшего по показателям года, на фабрике работает жена Светлана Шашкова, слесарем-ремонтником трудится брат Николай. В числе передовиков и братья Завьяловы: слесарь механосборочных работ Юрий и машинист электроэкскаватора Яков. Их отец Юрий Яковлевич много лет отработал экскаваторщиком в «Горном». Достойно трудятся электрогазосварщик Максим Помазкин, слесарь Леонид Дмитриев.

Николай Серебряков — один из лучших водителей самосвала, занятых на перевозке горной массы.

В одной связке

Есть у заводчан добрая традиция: накануне Нового года коллективы цехов и подразделений поздравляют друг друга – ставят весёлые сценки, наряжаются сказочными героями, поют, танцуют, читают стихи. Кто кого поздравляет – определяет жребий. Но связка цехов «Горный» и «Автотракторный» неизменна всегда! И в этот раз они обменялись поздравлениями.

Работники цеха «Автотракторный» заняты на перевозке сырья из карьера на фабрику и на промплощадку завода, перемещении вскрыши в отвал. Из 103 сотрудников подразделения 47 – «горняки». В этом году впервые Тимлюйский цемзавод отказался от услуг посредников по перевозке горной массы, практически весь объём «Автотракторный» выполнил своими силами.

- Всё, что связано с двигателями внутреннего сгорания, – моя ответственность: два гидравлических экскаватора, четыре китайских самосвала, шесть БелАЗов, два бульдозера, — перечисляет старший механик по ремонту автотракторной техники Андрей Карпенко. — В начале нового года ждём поступления ещё двух единиц техники из Китая и гидравлического экскаватора с ковшом в 3,1 кубометра (у имеющихся – по 1,9 куба).

На завод он пришёл молодым парнем. Отслужил в армии, вернулся, пару раз увольнялся и снова приходил. Немудрено, что завод не отпускает: его дед Андрей Яковлевич был снабженцем, отец Андрей Андреевич много лет работал в «Горном» электриком и энергетиком, мама Анна Афанасьевна работала в лаборатории и службе КИП. Карпенко-младший вырос у отца на работе. Дробильно-сортировочная фабрика, огромные электроэкскаваторы и мощные БелАЗы, на которых, если повезёт, можно прокатиться, – детские впечатления на всю жизнь.

Плечо перевозки от карьера до приёмного бункера фабрики – около 3 км. Когда велась разработка северо-восточного фланга, расстояние не превышало 800 метров. Две машины обеспечивали дробильно-сортировочную фабрику работой. Сегодня на доставке горной массы заняты четыре китайских самосвала, каждый из них везёт, как два БелАЗа. Ещё и объём вскрыши большой.

- Николай Серебряков, Евгений Боржемский, Илья Жуков, Евгений Орлов, Алексей Портнягин и другие – опытные, добросовестные водители автосамосвалов. Знают технику от и до, берегут своих «кормильцев», — отмечает передовиков начальник цеха Виктор Носков. — На хорошем счету бульдозеристы Андрей Тихонов и Фёдор Гусев, работающие на отвале.

И если раньше работа в Горном считалась чуть ли не «ссылкой», сейчас водителям нужно ещё «дорасти» до подразделения. Коллектив дружный мужской, техника современная новая, зарплата достойная – нигде в районе таких денег не заработать. Главное – работай!

…На дробильно-сортировочную фабрику известняк доставляется «камушками» размером до метра. Через бункер он подаётся на щёковую дробилку. Между двумя плитами-«щеками» он буквально раздавливается до фракции 25 см и подаётся в конусную дробилку. Дальше масса идёт на грохота – вибрирующие сита. Фракция 3,5 см – на выход. Всё, что больше, возвращается в конусную дробилку.

Продукт цеха «Горный» – дроблёный известняк – складируется штабелями по составу, отдельно с высоким и низким титром, с содержанием фтора. За этим строго следят машинисты фронтальных погрузчиков Константин Коновалов и Иван Черных. Они же производят отгрузку готового известняка на завод в строго заданных объёмах – «высокого» или «низкого», со фтором или без.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.