Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

27.09.2022 11:06 Вторник
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 22.09.2022 г.

Как изменилась жизнь Выдрино после закрытия колонии и Байкальской лесоперевалочной базы

Автор: Андрей БЕЛОВ.

Выдрино – ворота в Бурятию.

  Это село совсем не похоже на село. Это типичный рабочий посёлок. У него и был такой статус. Но в 2003 году по чьей-то инициативе (мы так и не выяснили – чьей) постановление Народного Хурала присвоило посёлку статус села. Подросли зарплаты некоторых категорий бюджетников, сократилась на час их рабочая пятница. А в целом перевод из одного в другое не повлиял на жизнь.

В Выдрино долгая тёплая осень, мягкая снежная зима, дождливое лето. Горы, Байкал, тайга, болота, река с дикими утками. Богатство природы! Но ограниченные условия для сельского хозяйства – нет пастбищ и сенокосов. И нет, и не будет промышленности: это Центральная экологическая зона.

Сегодня многие Выдрино называют «депрессивным» селом. Да, есть брошенные квартиры в многоквартирных домах, есть ужасные дороги и неухоженность, есть долги населения за коммуналку. Но есть и немало позитива. Мы прошлись по соцкультбыту. Просторная, посещаемая библиотека. Больница краше и больше некоторых в районе. Очень приличная средняя школа. Уютная детская школа искусств. Везде след недавнего ремонта. Строится новая хоккейная коробка.

- Всё отремонтировано за два-три последних года, — ответила на наш телефонный звонок глава поселения Светлана Орлова. — Проблема с занятостью? Принято считать, что времена, когда не хватало рабочих рук, ушли с закрытием лесобазы и исправительной колонии. Сейчас их тоже не хватает. Требуются люди на железную дорогу, в ЖКХ, на почту. И, как везде, в дефиците медики, педагоги, воспитатели...

Лесобаза и колония – темы для бесед среди людей старшего возраста. Это вчерашний день села-посёлка.

По вопросу «откуда есть пошло Выдрино?» сведения из разных источников совпадают. В 1675 году по этим местам ехал в Китай русский посол Николай Спафарий. Он записал в дневнике: «…река Выдриная, и назвали её Выдриной для того, что бобра и выдры ловят по ней много». Упомянул посол и о поселении на реке Снежной – жители обеспечивали переправу через реку, у них путники отдыхали и меняли лошадей. От речек названы населённые пункты.

Посёлок на станции основан в 1902 году в связи со строительством Транссиба. Второй посёлок развивался в советские послевоенные годы.

В результате постройки Иркутской ГЭС был создан мощный промышленный центр от Иркутска до Черемхово. Ему требовалось много древесины. Однако ГЭС перекрывала русло Ангары, и доставлять лес-кругляк из северных районов по Байкалу и Ангаре стало невозможным. Нужна была перевалочная площадка для раскряжёвки стволов (раскроя их на брёвна) и для погрузки на железнодорожный транспорт, а также для глубокой переработки леса. Выбрали участок на реке Снеж- ной, началось строительство Байкальской лесоперевалочной базы. Скорыми темпами были построены шпалозавод, лесоцех, сушильный цех. Годом рождения БЛПБ считается 1958-й, первый её директор – Иван Закревский. Рабочих катастрофически не хватало. Эту проблему решили проверенным методом: в 1958 году сюда перевели исправительную колонию, в народе – зону. Новые бараки были рассчитаны на тысячу заключённых.

В это же время строился и посёлок. Рабочие жили на станции. Оттуда ходили на стройку по единственной тропе среди болот, кое-где проложив деревянные тротуары. Здесь же собирали дикоросы.

В 60-х в новом посёлке открывались магазины, школа, клуб, амбулатория, детский сад, ясли.

В 70-е годы при директоре Виталии Ворожейкине лесобазу модернизировали: поставили новые линии раскряжёвки, возвели новый шпалозавод, второй лесоцех, внедрили углублённую переработку древесины (цех технологической щепы).

К 80-м на БЛПБ трудились в три смены около двух тысяч работников. Население Выдрино достигло десяти тысяч человек, в начальной и средней школах учились 1500 детей. Работали три детских сада, большой клуб с вокально-инструментальным ансамблем, был заложен фундамент Дома культуры. Жизнь кипела, продукция поставлялась во все концы страны – шпалы, сборные щитовые дома, пиломатериалы, оконные и дверные блоки, тара для стеклянной посуды, посылочные ящики, облицовочная плитка. Из отходов лесозаготовки и деревопереработки производили ДВП и ДСП. С появлением БАМа и Тюменского нефтегазового комплекса основной поток продукции был направлен на эти объекты. Отгружали и за рубеж – в Финляндию, Германию, Японию, Монголию.

За 30 лет Выдринское предприятие одних только шпал изготовило 20 миллионов штук, выгрузило из воды, раскряжевало и отправило по железной дороге 24 миллиона кубометров древесины. Огромные объёмы. Посёлок процветал.

Но в 90-х изменились, уже сточились требования к промышленной деятельности на берегах Байкала. Для БЛПБ это был приговор. Вскоре она прекратила свою деятельность, «ушла в распродажу», Выдрино потеряло привлекательность во всех смыслах. Кто имел возможность уехать – уехал. Другие занялись рыбалкой, огородничеством, дикоросами. Наступила новая реальность – выживание.

Осталось одно градообразующее предприятие – исправительная колония № 4. Иркутянин Андрей Городков, бывший вольнонаёмный ИК-4, вспоминает:

- «Зэка», тоже лишившись работы, начали поднимать собственное хозяйство. На территории зоны создали пекарню, теплицы, птичник, цех по производству шлакоблоков. Мужики классно резали по дереву, выполняли заказы «с воли». Шили даже комплекты постельного белья. Заключённых было уже гораздо меньше тысячи, примерно столько же, сколько и «надсмотрщиков» – в ИК-4 работали почти 300 сотрудников и 60 гражданских лиц…

К 10-м годам 21 века в районе поползли слухи о скорой ликвидации колонии. Потом слухи стали конкретикой. Высокое начальство объясняло: ИК-4 заполнена лишь наполовину. И колония в Гусиноозёрске – опять же наполовину. Выдринские бараки 50-х годов постройки отслужили свой срок, сгнили. Для сокращения расходов лучшим выходом был перевод заключённых в Гусиноозёрск, где бараки более пригодны для жизни.

Выдринцы сопротивлялись, писали обращения в инстанции, приводили доводы: налоги от колонии – это треть бюджета поселения; сотрудники – наиболее активная часть жителей и т.п. Им понимающе кивали в ответ, но в 2015 году колонию закрыли. Служащие, выработавшие спецстаж, ушли на пенсию. А что было делать тем, кто не выработал (минимальный – 12, 5 лет, максимальный – 20 лет)? Кому-то предложили службу в других ИК, кто-то нашёл работу сам, кто-то сменил род деятельности. Уезжали семьями, убыло порядка тысячи человек. Жёны сотрудников работали в местных учреждениях – с их отъездом возник дефицит специалистов. Дети учились в школе – возник недокомплект классов. Малый бизнес, в первую очередь магазины, потерял большую долю выручки. Взлетели вверх долги населения за коммуналку, людям нечем было гасить кредиты.

- Тогда же в Выдрино приехали телевизионщики из Москвы, сняли фильм, назвали его «Долги наши тяжкие», запустили в интернете, — говорит заведующая библиотекой Ольга Хайрулина. — После просмотра нам звонили коллеги, знакомые: как вы там живёте?

Так и жили. Село не развалилось. Некоторые чиновники вообще считают, что закрытия колонии рядовые жители не заметили – у рядовых свои заботы...

(Окончание в следующем номере «БО»).

В таком состоянии нынче здание дирекции выдринской лесобазы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.