Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

20.07.2022 13:49 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 27 от 07.07.2022 г.

Потомственный рыбак и корабел Михаил Столбовский из Посольского переживает из-за введённого в Бурятии запрета на рыбалку

Автор: Елена Шушуева

«Тут наука простая: иголка и «мот»: Михаил Столбовский чинит невод.

  Михаил Григорьевич Столбовский – рыбак потомственный. Таких в Посольском много. Но родился он в селе Заречье. Там же в колхозе «40 лет Октября» рыбачил его отец. Туда же на рыбалку в старших классах ездил и Михаил. Рыбаки стояли на Бельской гриве. Простор, красота!

После 8 класса Михаил по настоянию мамы без труда поступил в индустриальный техникум Селенгинска. Но потом подумал, забрал документы и официально устроился рыбаком в родной колхоз. Настолько Михаилу полюбился рыбацкий труд!

В 1978 году Михаил переехал в Посольское и устроился работать в колхоз «Байкал». В то время посольских рыбаков секретам рыбного промысла учили специалисты с Каспийского и Азовского морей: Цыбан, Мищенко, Леликов, Жигульский. У Михаила же наставник был местный – Иван Андреевич Суворов. Уроки старого рыбака очень пригодились Михаилу, когда в 1991 году его назначили бригадиром ставного невода.

Колхоз вскоре слился в единое предприятие с рыбзаводом. Рыбалка тогда была знатной. Только за одну путину рыбзавод выставлял пять ставных неводов.

Михаил Григорьевич начинает рассказывать, как рыбаки в море навешивают невод. В первых числах июля выдвигаются на катере и двух лодках-эстонках, тяжело гружёных снастями, в море-Байкал. Михаил Григорьевич больше двадцати лет рыбачил в месте Луда, что километрах в полуторах от Посольского. Сначала ставили гундеры – 12-метровые колья, к которым привязаны мешки с песком. На дно крепятся якоря. Сложное переплетение верёвок натягивает углы невода. Четыре дня при тихой погоде – и «ставник» готов.

Так, в заботах: летом – путина, зимой – подлёдный лов и заготовка леса, и прошла рыбацкая трудовая жизнь. О Столбовском говорят, что он не только потомственный рыбак, но и потомственный корабел. Лодки в Заречье делал его отец, много флота срубил он для рыбозавода и передал это умение своему сыну. Его большие гребовые лодки, лодки-эстонки и сейчас, если бы не запрет, верой и правдой служили бы рыбакам.

Михаил Григорьевич говорит, что видел, как отец делает лодки, но молодым мало вникал в это занятие. А потом две весны ездил от рыбзавода в командировки на родину в Заречье. Там с мастерами Васильцовыми делал большие лодки.

Гвозди для лодки нужны мягкие, их не закаливают в холодной воде в кузнице, чтобы они были мягче. Лодка стоит на трёх брёвнах. Сначала набирается дно-денница. Бортовые доски-«упруги», для того, чтобы они не кололись, мастера заваривают в горячей воде. И прибивают их такими, размягчёнными. Если лодка из кедра, то она будет тяжёлой, сосновая – легче, прослужит лет семь-восемь.

Сейчас, будучи на заслуженном отдыхе, бывший бригадир не сидит без дела. Помогает рыбакам в починке снастей, делится опытом. И, как все, Михаил Григорьевич переживает за свой рыбзавод. Хочется ему, чтобы отменили запрет на рыбалку, и сети посольских рыбаков снова наполнились рыбой…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.