Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

23.11.2022 13:15 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 46 от 17.11.2022 г.

У Татьяны Мардуевой из Селенгинска вся квартира украшена вышивками и кружевом

Автор: Елена ШУШУЕВА.

  Большую часть своей жизни Татьяна Архиповна Мардуева живёт в Селенгинске. Приехала сюда молоденькой. Шёл 1953 год. Селенгинск позже стал  комсомольской стройкой.

Стала работать в СМУ штукатуром-маляром. Дома тогда сдавались один за другим. Посёлок только-только зарождался. Теперь ко Дню строителя ей вручают благодарственные письма от Селенгинской администрации. Нелёгкий труд первостроителей помнят.

Сейчас ей 89 лет. Трое детей, восемь внуков, 13 правнуков. И все они любят слушать её рассказы о жизни. А ещё – рассматривать бабушкино рукоделие. Вся квартира – в вышивках и кружевах.

Откуда пришло это умение, кто научил? В ответ Татьяна Архиповна пожимает плечами:

- В нашей деревне в каждом доме почти – ткачихи да вышивальщицы. Жили трудно, время было предвоенное. Но хозяйки все были отменные, хотелось женщинам, чтобы красота была вокруг.

Татьяна Архиповна родилась в деревне Вировой. Это Белоруссия, Гомельская область.

- Почему называется так – Вировая? От слова «вир», когда на реке воду закручивает. Река у нас течёт Проня, она впадает в реку Сож, а та – в Днепр. Весёлая деревня, большая – в сто домов, дружная. Снится порой, что иду я по ней…

В Вировой сами ткали льняное полотно. В огородах – сотки две-три – сеяли лён, разбрасывали семена по пашне:

- Лён невысокий вырастал. Но красивый! Особенно когда цветёт голубыми цветочками. Мягкий такой. Ветер подует – и лён, словно море голубое, колышется.

Лён не жали, а дёргали руками. Сушили, теребили. Мякина выходила, а из волокон ткали. Дома был простой ткацкий станок с деревянным бердом:

- Волокна натянуты, бердо сдвигаешь – они переплетаются. Вот и полотно.

…Немцы в Великую Отечественную входили в деревню дважды. Первый раз, когда наступали, и через три года, когда немецкая армия уже отступала. Татьяна Архиповна рассказывает, смахивая слезу, вспоминая, что пришлось пережить.

Но и в войну дети учились. Учительница собирала их у себя дома. Писали на газетных краях, чернила делали сами. А вечерами успевали заниматься рукоделием.

- Керосина не было. Вязали возле печки, от света огня. А вышивали – днём.

Узоры девочки перенимали у мам, бабушек, смотрели друг у друга.

В деревне было принято так: утром встали, постель заправили. И кровать стоит до вечера нетронутой. Дети это твёрдо знали. Каждая хозяйка старалась, чтобы кровать была убрана торжественно.

- Покрывала были кружевные или вышитые, — вспоминает Татьяна Архиповна. — Подушки ставили «стойком», сверху накидашки.

У Татьяны Архиповны и сейчас дома так убрана кровать. На наволочке – вшитая кружевная полоса. А вышитые накидашки – как картины. Вглядываешься: васильки, колосья, листочки. Узор, как книгу, можно читать.

В деревне вышивали на пяльцах, а ей почему-то было всегда удобнее положить ткань прямо на коленку и так вышивать:

- Помню, что если кто-то из деревни в район ехал или в город, в первую очередь заказывали купить нитки.

И так радовались, когда привозили яркие, цветные нитки мулине в небольших скрученных жгутиках.

Качественной работой в Вировой считали, если узелков на изнаночной стороне вышивки было не видно. Все узелки вышивальщицы прятали на лицевой стороне.

У многих хозяек были вышитые подзоры. Татьяна Архиповна показывает свой:

- Сейчас такие в кровати не застилают. А в то время делали.

Получается, что это не всё покрывало, а его часть. Отдельный широкий край, который застилается для красоты. По низу идёт белое кружево, сантиметров двадцать, сверху – вышитая ткань. Узор любой, какой придумает хозяйка. У неё – листочки с голубыми цветами льна.

И в Селенгинске Татьяна Архиповна не оставила своего увлечения. Некогда, конечно, было: семья, работа, дача. Но мужу нравилось её рукоделие, он старался хоть иногда освободить ей время, зная, что ждёт начатое изделие. Говорил: «Иди, повышивай».

Трудно поверить, что всё это вышито из двух обычных перекрещённых стежков. Простой крест. И выходят такие рисунки на праздничных рушниках, узорчатых подушках. А кружева связаны крючком из обычных белых ниток номером 10. Салфетки, кружевное озеро с двумя лебедями. Салфетки «крахмалят», опуская в сахарную воду. На столе скатерть, на ней вышит венок из нежных бутонов роз.

- Ничего сложного. Желание просто нужно да усидчивость, — улыбается мастерица. — Нравится? Приходи, научу!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.