Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 52 от 30.12.2021 г.

Как выживаешь, Заречье?

Автор: Екатерина Вокина

Историю и современность любого города или села делают люди. Васильцовы, Дремухины, Клишко, Москалёвы, Меркушевы, Непомнящих, Сахновы, Тришко, Черниговские, Хлызовы, Шереметовы… Представители этих и некоторых других фамилий творили историю и создают современность своего любимого села – самого окраинного на западе нашего района – Заречья, Сухинское поселение

- Местные у нас почти все хохлы, — смеясь, говорит Зоя Николаевна Хлыновская. — Я – местная в четвёртом поколении. Мои прадед с прабабушкой приехали сюда в 1896 году. С них и ещё нескольких семей переселенцев из Черниговской губернии Украины и начиналось наше село.

Если сказать, что путь 25-ти семей, поехавших с Черниговщины в Сибирь искать лучшей доли, был очень трудным – не сказать ничего. Транспортом они добрались до Ачинска Красноярской губернии, далее передвигались на лошадях. Так говорили Варвара Петровна Шереметова, Семён Спиридонович Клишко. Навсегда уезжали из родных мест с детьми, которые рождались и в дороге, со стариками, посудой и скарбом. Непременно везли с собой семена.

От Ачинска до Тимлюя ехали всё лето. Перезимовать решили в Елани. Еланцы посоветовали по весне попытать счастья в селе Сухая, на берегу Байкала. Там Байкал, полный рыбы, тайга, которую можно корчевать и строить дома. В Сухой же земель было немного. И тогда переселенцы двинулись в самый медвежий угол, за реку Большую Сухую.

На ней стояла мельница, где они остановились на первое время. Макет той мельницы находится в музее при Сухинской библиотеке. Ольга Михайловна Власова очень дорожит этим экспонатом. Рядом, в тайге, действительно было много зверя, в море – рыбы. Место украинцам понравилось. Так закончилась их кочевая жизнь и наступила новая, осёдлая, сытая и более-менее спокойная.

Об этом переселении можно снимать сериал. Потомки основателей Заречья знают данную историю наизусть, со всеми подробностями и действующими лицами – ведь их в 25 семьях было немного. Нашёлся бы сценарист! Мы же пока попытаемся рассказать о недавней истории села конца прошлого — начала нынешнего века и о его сегодняшнем дне.

В отличие от многих современных сёл, где немало заброшенных домов, Заречье этим не страдает. Таковых здесь практически нет. Немало домов, радующих глаз, выкрашенных в яркие цвета. И ещё много новых домов, из которых ещё не выветрился запах свежего бруса. И не просто домов – целых улиц! Откуда только ни приезжают сюда новосёлы! Есть даже москвичи, променявшие столичные блага на целебный байкальский воздух.

Впрочем, одни старожилы ревностно относятся к сохранению самобытности села и окружающей природы: «Им что, тут мёдом намазано? Пусть сидят в своих городах!» Другие продают приезжим земельные паи, полученные при разделе колхозных земель. Кое-где на заборах висят объявления: «Продаются участки»…

Работы не хватает. Заготовкой леса и рыбной ловлей – исконными местными промыслами – заниматься запрещено.

Глава МО СП «Сухинское» Роман Шереметов отмечает:

- Многих жителей Заречья выручает гостиничный комплекс «Сагаан Морин». Здесь они работают поварами, горничными. А так с каждым годом работу найти всё труднее.

В основном люди живут личным подсобным хозяйством. Но по сравнению с другими сёлами правобережья в Заречье с этим делом сложнее: нет пастбищ. Село граничит с лесным фондом со всех сторон, пасти скот в лесу нельзя. Сено вынуждены косить в лесу, по кустам, или в других поселениях.

Пастбищ нет не только в Заречье, но и во всём Сухинском поселении, их раздали под ДНТ. Однако действует из них всего одно дачное некоммерческое товарищество, остальные стоят огороженные, но никто не видел, чтобы на их землях велись какие-либо работы. Сам Роман Андреевич тоже живёт в Заречье, поэтому проблемы местных жителей ему близки и понятны.

Надежды на туристический бизнес в плане занятости населения особой нет. Есть туристы – будет и работа. А нет гостей, то и делать нечего в том же «Сагаан Морине». Прошлым летом, когда были закрыты границы, выручали чартерные рейсы, привозившие туристов со всей России. За границу не пускали, путешественникам приходилось довольствоваться Байкалом. Из 100 с лишним номеров 70 были заняты весь туристический сезон. И всё же многим Байкал и летом казался холодным, кто же полетит сюда зимой? 3500 рублей в сутки за двухместный номер, 1100 рублей – трёхразовое питание одного человека. Однако все здесь ждут нового года, февраля, когда снова откроют чартеры из других регионов.

Где ещё зареченцам можно найти работу, кроме «Сагаан Морина»? Два человека работают в ФАПе, есть ещё четыре магазина. Кто-то сдаёт жильё туристам. Вот, пожалуй, и всё. Молодые люди ездят по вахтам, занимаются личным подсобным хозяйством.

Кстати, молодёжи в селе много. По словам главы Сухинского поселения Романа Шереметова, больше, чем в Сухой и Энхэлуке вместе взятых. В Сухинской школе, где учатся дети из трёх сёл, школьников из Заречья – больше половины. Любят зареченцы своё село, не хотят оставлять малую родину.

В последние годы здесь построено несколько туристических и религиозных объектов. Один из них – буддийский медитационный центр на краю села, который вроде и приносит пользу сельчанам: те продают постояльцам пирожки, огурцы, молоко. Как-никак лишний приработок, ребятишек в школу собрать.

Но с другой стороны то, что они видят и слышат от приезжих, не укладывается в рамки их понятий о вере. Буддизм, по их мнению, надо изучать в дацане. «И что это за медитации такие? День молятся, ночью дискотеки устраивают! И почему это надо делать именно в нашем селе?» — недоумевают зареченцы.

Между тем вокруг этого центра как грибы после дождя вырастают дома. Их уже две улицы настроили. Впрочем, новостройки есть не только на окраине. В центре села тоже встречаются дома в несколько этажей, за кирпичными заборами с коваными воротами. Как и всюду на побережье Байкала, их хозяева – богатые горожане. Из Улан-Удэ, Иркутска, Читы…

Нужно отметить, что в Заречье большинство домов ухожены, покрыты сайдингом, с добротными крышами, пластиковыми окнами, новыми заборами. И всё же село могло жить ещё лучше – как было предусмотрено планом развития ТРК «Подлеморье».

Кластер должен был полностью сдаться к 2018 году. Когда Роман Шереметов стал главой Сухинского поселения, он знакомился с этим планом. Через перелесок от Заречья должен был строиться жилой посёлок такой же площадью. На сегодня программа свёрнута, видимо, как полностью выполненная, а на том месте построился пока только один хозяин – Андрей Батаршин.

Он уже несколько лет занимается выращиванием саженцев голубой ели. В его теплицах зацветают огурцы, выскочили зелёные стрелки тюльпанов. К 8 марта должны поспеть и те, и другие. В этом году он построил ещё одну теплицу – подземную. Здесь супруга Андрея Юлия тоже посадила огурцы – начнут созревать в апреле-мае.

- Шевелимся помаленьку, — так скромно Андрей Сергеевич характеризует свой каждодневный труд, хотя больше бы подошло слово «пашем». Работа на его усадьбе кипит в любую погоду, зимой и летом. Добрым хозяевам некогда лежать на диване. Полный двор живности, которую надо кормить, теплицы – отапливать, рассаду – обихаживать, снег – убирать...

- Как утром выйдем во двор, так только к обеду заходим в дом, — смеётся супруга. — Пообедаем – и снова за работу. И так до самого вечера. Ощутимую помощь оказывают сыновья. Одному 13 лет, другому – 14.

Во многих семьях Заречья по трое детей, а в семье Васильцовых – семеро!

- Конечно, сложно живётся, но трудности всегда проходят, — жизнерадостно заявляет многодетная мама Лидия Алексеевна. Без оптимизма родителям любой большой семьи, наверное, было бы трудно жить. В семье в меру своих сил работают все. Даже у пятерых школьников (с 1 по 9 классы) свои домашние дела. И супруг, несмотря на болезнь, старается подрабатывать, и старший сын Антон работает на стройках и одновременно учится на водителя.

Лидия работает санитаркой в ФАПе, хотя могла бы быть домохозяйкой – работы по дому хватает. На одну только готовку сколько времени уходит. Но женщина старается заработать – сейчас каждая копейка на счету. Собрать в школу пятерых – денег надо очень много!

Что и говорить, прежняя жизнь для многодетных семей была проще, справедливее. Лидия говорит:

- Я поняла одно: в этой жизни надо надеяться только на себя…

Если бы в селе были работающие предприятия, можно было бы найти более высокооплачиваемую работу. Ветеран труда, жительница села в четвёртом поколении Зоя Николаевна Хлыновская вспоминает:

- В советское время в селе работы хватало всем. Здесь был рыболовецкий колхоз «40 лет Октября». Колхозники не только ловили рыбу, но и сеяли хлеб, занимались овощами, после войны разводили лошадей, коров.

Это она знает от дедушки, колхозного бригадира Григория Евменовича Сахнова. А ещё выращивали уток на мясо. 15 лет, с 1978 по 1993 годы, Зоя Николаевна заведовала этим производством. Утят закупали на Твороговской птицефабрике, туда же отвозили на забой. Птичницы получали за сезон до тысячи рублей – огромные по тем временам деньги! Тогда многие хозяйства разводили уток. А потом колхоз взялся разводить песцов, но грянула перестройка. Не то что песцов, но и рыбную ловлю со временем прикрыли. Пытаясь выжить, на базе бывшего птичника открыли засолочный цех. Но всё было тщетно…

Сердце ветерана, и не у одной неё, обливалось кровью при виде разрухи богатого колхоза, к которой привела вредительская реформа Горбачёва. Разве не так? Всё начали растаскивать, руководителей присылали чужих, будто своих не хватало. При них всё окончательно развалилось – они и остались в памяти народной, как ликвидаторы.

Болит душа и о молодёжи, у которой в селе нет никакого досуга. Лет двадцать назад здесь сгорел клуб. Новое здание никто не строит, хотя жители просят об этом республиканские и районные власти при каждом удобном случае. Можно же, наверное, подыскать желающих вложиться в строительство на основе государственно-частного партнёрства. Наверняка в селе живут или прописаны обеспеченные граждане, которые могли бы стать меценатами в этом деле…

Молодёжь Заречья обделена культурным досугом. Сельский ДК сгорел в 1994 году. Через два года исполнится 30 лет, как это дальнее село без культуры. Об этом с сожалением говорили сухинский библиотекарь Ольга Власова, ветеран Зоя Хлыновская. Особенно болит душа по этому поводу у художественного руководителя Сухинского ДК Светланы Васильцовой, которая живёт в Заречье.

- Тяжело нам без клуба! — вздыхает Светлана Викторовна. — В Сухой наш единственный Дом культуры на три села, в двух из которых клубы сгорели. Наши зареченские ребята и некоторые взрослые ездят в Сухую, но это совсем не то…

- Как раньше было хорошо, — вспоминают ветераны, и Светлана подтверждает. — Собирались в своём Зареченском клубе на праздники, пели, плясали, репетировали. До пандемии у нас в самодеятельности очень активно принимали участие женщины-пенсионерки, пели в хоре «Байкалочка». Мы выезжали на районные конкурсы, занимали призовые места. Пели разные русские и украинские песни, а ещё ставили интересные комедийные театральные постановки к разным народным праздникам.

А теперь и собраться негде, все сидят по своим домам. Это не способствует объединению людей, наоборот, разобщает. Но культурную работу проводить надо в каждом селе. Художественный руководитель Дома культуры старается, привозит в Сухую школьниц на репетиции, концерты.

В условиях пандемии основная работа ведётся в онлайн-формате: записываются видео- и аудио-выступления, снимаются фотографии, транслируются и пересылаются через интернет. Летом красивая природа позволяет делать классные ролики, а зимой иногда приходится сниматься по домам.

- В этом году в Доме культуры под руководством заведующей Марины Шляпиной провели новогоднюю ёлку, — рассказывает Светлана Васильцова. — А вообще у нас народ очень талантлив и певуч. Более 120 лет назад Заречье основали выходцы из Украины. И мы, их потомки, очень любим петь украинские песни. Когда-то у нас в Заречье был хор бабушек под названием «Хохлушки». Это были самые активные жительницы села, а какие у них были голоса – заслушаешься!

Светлана называет имена Александры Серафимовны Дремухиной, Валентины Серафимовны Роговой, Ефросиньи Андреевны Шереметовой, Агнии Ефимовны Клишко, Зинаиды Яковлевны Новолодской, Людмилы Михайловны Сахновой, Зои Николаевны Хлыновской, Галины Васильевны Васильцовой, Ирины Кирилловны Шереметовой, Валентины Петровны Левиной, других самодеятельных артисток.

Ставили в селе спектакли, один из которых – «У войны неженское лицо» режиссёра Веры Петровны Артамоновой прогремел на всю республику.

Ещё в Заречье хорошо помнят спектакли самодеятельного театра при Сухинском ДК. В них играли и Валентина Левина со Светланой Васильцовой. А недавно, на день матери, Светлана Викторовна с Неллей Геппнер (ей 13 лет) спели и записали народную украинскую песню о матери. Очень красиво получилось. На Рождество каждый год они с ребятками ходят по домам, колядуют. Наряжаются и айда народ веселить! Детям очень нравится. Андрей Батаршин в центре села на детской площадке сделал большую горку, возле которой каждый год наряжается ёлочка. Там же зареченцы празднуют Новый год, играют вместе с детворой.

В проведении мероприятий помогают школьницы Нелля и Василиса Геппнер, Полина Сивайлова, Иля Чащина. Вот и в этом году они не подвели своего худрука Светлану Викторовну, порадовав земляков своими выступлениями!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.