Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

30.08.2021 14:03 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 33 от 18.08.2021 г.

В Бурятии Железная дорога снесла стену из бутового камня, построенную итальянцами в г. Бабушкине в 19 веке

Автор: Виталий ПОПОВ.

В конце июля в социальных сетях появилась информация «SOS!!! В г. Бабушкине разбирают здание клуба железнодорожников…» В посте говорилось, что клуб, принадлежащий ОАО «РЖД», имеет для города историческое значение, а точнее часть клуба, которую в 19 веке возвели итальянцы из бутового камня, где располагалась пересыльная тюрьма. Деревянную часть клуба разбирают, а мысовчане надеются уберечь для истории каменную часть, которая могла бы стать объектом туристического внимания.

КЛУБ "УМИРАЛ" ДОЛГО

О том, как клуб железнодорожников доживал свой век, нам рассказали бывшие работники, которые в день нашего визита собрались возле него в честь сокращения последнего персонала – сторожей.

По словам заведующей клубом Елены Зыковой, творческую часть коллектива сократили четыре года назад. При увольнении руководство их уверяло, что клуб будет передан на баланс правительства Бурятии, и коллектив ни в коем случае не останется без работы. Поверив этим словам, люди как могли следили за клубом, даже покрасили его. Но чем дольше длились надежды, тем меньше оставалось уверенности, что клуб вновь откроет свои двери.

Вторая волна надежд появилась благодаря предвыборной кампании на пост главы Бабушкинского поселения.

- Новый глава (Леонид Селивёрстов) оказал нам хорошую моральную поддержку, - рассказывают собравшиеся. — Он обещал, что клуб возьмут на баланс города, и он продолжит работать, пусть даже автономно. Мы агитировали земляков голосовать за этого кандидата, но как только выборы состоялись, разговоры о сохранении нашего клуба стихли. Все твердили, что вместо него у нас построят новый клуб, а в итоге ни нового не построили, ни старый не сохранили. Досуговый центр «Снежный» тоже в упадке, да и вместимость у него небольшая.

Татьяна Ткаченко, 20 лет руководившая клубом, рассказывает, что после консервации железная дорога четыре года поддерживала жизнедеятельность клуба: здание какое-то время отапливалось, в нём было электричество, работали сторожа. При этом горожане понимали, что в конечном итоге его всё-таки снесут. Знали люди и о том, что тот самый каменный пристрой не имеет статуса объекта истории. Опомнились активисты лишь когда клуб начали разбирать, а  стену из бутового камня решили, видимо, взорвать.

При этом глава Бабушкинского поселения Леонид Селивёрстов отмечает, что ни фотографий, ни документов о том, что было в каменном здании, кто его строил и как оно выглядело, не сохранилось. Так что утверждения, что там была пересыльная тюрьма и некогда там же находилась церковь, всего лишь предположения. А раз нет документов, то эта стена ничем не отличается от любой другой постройки, хотя и выглядит она впечатляюще.

Глядя на демонтаж, людям только и остаётся искать, кто же виноват в том, что каменная стена не числится памятником истории. В списке виновных: местная администрация, бывшие работники клуба, музея, депутаты…

«В администрации плевать хотели на эту стену. Я вам точно говорю, после клуба снесут и памятник Бабушкину, который и так уже разрушается»; «Старое здание школы, наверное, тоже скоро снесут»; «В сентябре приедет Романо Родаро (потомок итальянцев, строивших железную дорогу, который с 2002 года посещает Бабушкин, и написал книгу об этом городе). Представляете, что он скажет, когда увидит, что стену снесли?!»; «Площадку под маяком не ремонтируют. Если она разрушится, рухнет и сам маяк»; «Идёт постепенное  выживание советского народа. Потом сюда приедут  китайцы» – возмущений предостаточно, но едва ли они помогут уберечь стену.

КЛУБ НИКОМУ НЕ НУЖЕН

Чтобы узнать дальнейшую судьбу старинной стены, мы обратились в РЖД с официальным запросом. Из ответа следует, что железная дорога решила снести клуб после длительной консервации из-за низкого спроса на услуги культработников и больших убытков на его содержание. Никакого строительства на его месте не предполагается. Каменная часть здания к объектам культурного наследия народов России не относится и не  зарегистрирована как отдельный объект недвижимости.  Сохранить её невозможно прежде всего из соображений  безопасности граждан. При этом в ОАО «РЖД» отмечают,  что в 2019-2020 годах они неоднократно предлагали  передать клуб, но министерство развития транспорта,  энергетики и дорожного хозяйства РБ отказалось его  принимать, потому что в 2023-2024 годах в городе планируется строительство нового Центра культурного развития Бабушкина по нацпроекту «Культура».

ВИНОВАТА ЛИ АДМИНИСТРАЦИЯ?

Учитывая ответ РЖД и мнение местных жителей, может показаться, что в грядущей потере памятника истории действительно виновата местная администрация. Но, как выяснилось, правительство Бурятии и администрация Бабушкина неспроста отказывались принимать этот клуб. Во-первых, судя по акту комиссионного осмотра Дирекции социальной сферы ВСЖД – филиала ОАО «РЖД», составленному в ноябре 2020 года, клуб был в аварийном состоянии. В документе прямо указано: «техническое состояние объекта характеризуется многочисленными повреждениями и деформациями». Именно это, по словам Леонида Селивёрстова, и послужило основной причиной отказаться от клуба. Многолетняя переписка с железной дорогой, чтобы они сперва отремонтировали клуб, а потом уж передавали его в муниципальную собственность, успехом так и не увенчалась. Вторая причина – если бы Бабушкин принял этот клуб, то город автоматически лишился бы грядущего строительства нового 3-этажного культурного центра стоимостью 410 миллионов рублей.

- Не отрицаю, желание сохранить клуб железнодорожников у меня было и есть, - говорит Леонид Викторович. — Но не всегда наши желания совпадают с нашими возможностями. Отмечу, что за сохранение клуба выступают не все жители Бабушкина. Многие уверены, что хранить память об убийцах и политических преступниках, которые содержались в этой тюрьме, совершенно не нужно. Тем не менее мы направили обращения руководству РЖД, чтобы они не сносили составную часть клуба из бутового камня. Правда, тут же возникает вопрос: как нам принять этот объект на баланс и на что его потом содержать?

Попытки занести оставшуюся часть каменного строения в список объектов исторического наследия успехом не увенчались. Потому что зарегистрировать часть строения невозможно – либо здание целиком, либо ничего. Естественно, деревянную часть железнодорожного клуба никто бы в список исторического наследия не внёс.

- Если бы железная дорога отремонтировала клуб и передала его в надлежащем состоянии, тогда бы вопросов не возникало, - резюмировал Леонид Селивёрстов.

ДОКУМЕНТ ВАЖНЕЕ ИСТОРИИ

Казалось бы, если о происхождении этой стены достоверно ничего неизвестно, нужно было пригласить историков, которые наверняка пролили бы свет на то, что раньше там находилось. Тем более что подобных мест у нас немного. Но в стране бюрократического абсурда бумажка с печатью куда важнее культурных ценностей. Хотелось бы верить, что РЖД совместно с республиканскими властями найдут общий язык и способ сохранить этот объект архитектуры. Но что-то подсказывает, что стену всё же снесут, оставив для потомков куски от разрушенного фундамента и отёсанных два столетия назад камней.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.