Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

12.08.2021 15:39 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31 от 04.08.2021 г.

"Кабанские матёры": посёлок Пустынька.

Автор: Елена ШУШУЕВА.

Карта будущего маршрута с двумя ночёвками из Боярска в место, где была Пустынька.

Продолжаем рассказывать о сёлах и улусах, в разное время по разным причинам навсегда исчезнувших с карты района.

Это место скрывается в тайге, в 20 километрах от Мысовой. В 1922 году к Мысовской волости был причислен посёлок Пустынька. Жителей там было чуть больше ста: мужчины, женщины, дети. Стояли дома, была построена небольшая часовня. Люди разработали  пашню, имелись огороды, скот, пруд с рыбой.

Найти посёлок в тайге было делом нелёгким. Некоторые из ягодников Мысовой и Боярска добирались в эти места. Но Пустынька была устроена так, что можно было её не заметить. На пути вставала гора, которую обычно старались обойти. Посёлок был как раз в ложбине на склоне горы.

Люди, которые здесь поселились, явно старались спрятаться от чужих глаз. Почему? Ответы на эти вопросы искали историк Алексей Тиваненко в книге «Отшельники Хамар-Дабана» и автор книги «История города Бабушкина» Владимир Безбожный.

Весной 1919 года в Боярске с поезда высадились семьи с домашним скарбом. Люди эти приехали со станции Оловянной в Чите, но были родом из разных российских губерний. Наверное, в тайгу их привело чувство страха и растерянности. Царский режим был свергнут. Новая власть силой и кровью устанавливала свои порядки. Некоторые просто теряли ориентиры. Часть жителей России спешно эмигрировала за границу, некоторые уходили «в затвор».

Наверное, жителей Пустыньки можно попытаться сравнить со старообрядцами. До сих пор в Хакассии, в Красноярской тайге, живёт отшельница, последняя из семьи Лыковых.

Главным человеком в Пустыньке был Михаил Андреевич Луконькин. Родом он был из Читы, бывший железнодорожник. Он поддерживал учения ионитов.  Православный священник Иоанн Кронштадтский в начале 20 века помогал людям и был бессеребренником. И никак не мог предположить, что после его кончины у него появятся не совсем правильные «последователи», призывавшие к уходу в леса.

В Мысовской тайге прибывшие возвели сначала один большой дом, начали обустраиваться. Чтобы заработать на жизнь мужчины некоторых семей трудились на железной дороге, а в Пустыньку приходили на выходные.

Супруги Калинины были родом из Пензенской губернии. В Мысовую они переехали ещё до 1907 года. О них есть запись в метрической книге мысовской Платоно-Николаевской церкви. Калинины семьёй решили жить в Пустыньке. Позже муж Виктор Ермолаевич стал работать на железной дороге. И они с супругой Агафьей Изотовной вернулись в Мысовую, но связь с таёжным посёлком не теряли.

Был даже такой случай. Агафья Изотовна 27 августа 1921 года пошла в Пустыньку набрать ягод. А сама была глубоко «на сносях». И как только она добралась до Пустыньки, пришла пора рожать. В тот же день она в посёлке благополучно родила девочку – дочку Тамару. Потомки Калининых позже так и жили в Мысовой.

Жителям Пустыньки, чтобы прокормиться, приходилось много работать. Они постоянно вели строительство. Мужчины и женщины жили отдельно, в разных домах. В часовне велись службы. Была богатейшая библиотека и огромный иконостас со старинными иконами. Были здесь свои кузница, смолокурня, где гнали дёготь, имелась сапожная мастерская.

Так совпало, что как раз в это время начались гонения на женский монастырь, Успенскую обитель, которая была в Мысовой. И некоторые из послушниц решили уйти жить в Пустыньку.

У мысовского краеведа Таисии Акрамовны Черных сохранился полный список жителей Пустыньки. И среди них есть Анисья Иннокентьевна Игнатьева. Родом она из Кабанска, обучалась в церковно-приходской школе Посольского монастыря. Жила в Мысовском монастыре, занималась рукоделием. В 1921 году стала жить в Пустыньке.

Посёлок окружали замечательные виды Хамар-Дабана. Тайга дарила отшельникам орехи, малину, клюкву, землянику, чернику, лечебные травы. Но спокойной жизнь в Пустыньке назвать было нельзя. В 1919 году, прослышав о поселении, сюда нагрянули семёновцы. После долгих поисков они вошли в посёлок и арестовали несколько человек, подозревая, что здесь прячут большевиков. Искали оружие, но не нашли. Позже арестованных отпустили. В 1920 году пришли уже красноармейцы. Но никого не тронули.

Какое-то время гостей в Пустыньке не было. А в 1923 году арестовали Михаила Луконькина и ещё нескольких жителей. И с тех пор община стала редеть. В 1927 году здесь остались жить лишь пять семей.

Не ушёл отсюда лишь один человек Дмитрий Решко. Он жил в Пустыньке до 1947 года. Носил рыжую бороду. Иногда приходил в Мысовую, чтобы поменять ягоды на продукты.

Некоторые из мысовчан рассказывают, что он был начитанным человеком. И его совсем не боялись лесные звери, которые спокойно ходили возле его избушки. В 1947 году Дмитрий утонул. Переходил с полным горбовиком по мостику через ручей и зацепился ногой. Его похоронили на месте гибели. На могиле поставили крест, который несколько раз подновляли.

История этого необычного посёлка притягивает к себе многих. Старейший житель Клюевки Анатолий Дмитриевич Мещенин, будучи ещё школьником, вместе с мамой видел в Боярске в 1947 году монахиню Таисию из Пустыньки. Мама с монахиней разговаривала. И позже ему было интересно побывать в этом месте. Он вместе с лесниками доходил до Пустыньки в 1955 и в 1973 годах. В первый раз – часть построек ещё сохранилась, и его  поразило, как мастерски были срублены пазы в брёвнах  домов. В 1973 году он увидел, что тайга уже начала  поглощать посёлок…

Интересует Пустынька и молодых. Выпускница этого года Мысовской школы № 56 Алина Новикова со своей учительницей Еленой Сергеевной Востриковой в феврале попробовали добраться до таёжного посёлка. Проводить их они попросили охотника Анатолия Бородина, у которого там угодья. Но из-за глубокого снега дойти не смогли. Прошли лишь половину пути, до первого зимовья. Этой осенью они планируют повторить попытку, а потом разработать маршрут, по которому можно было бы водить туристов и рассказывать о таинственном, затерянном в тайге поселении...

Анатолий Дмитриевич Мещенин из Клюевки дважды был в Пустыньке.

Елене Востриковой и её ученице Алине Новиковой из Бабушкина это пока не удалось...

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

94