Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

08.12.2021 15:24 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 46 от 17.11.2021 г.

Корабелы Байкала

Автор: Елена Шушуева

В Танхойском заповеднике готовят новую выставку

Предыстория

Истории судостроения на Байкале несколько веков. В 1643 году при царе Алексее Михайловиче экспедиция казака Курбата Иванова переплавилась через Байкал-море на кочах и дощаниках. При Петре I у нынешнего села Исток строили суда. Позже от Листвянки до порта Танхой через Байкал ходили большие корабли.

Открыть музей истории рыболовства на Байкале хотели многие. Идея витала в воздухе. Воплощать в жизнь её начали в Танхойском заповеднике благодаря федеральному проекту «Сохранение озера Байкал».

И сейчас на побережье Байкала в историческом порту Танхой завершён первый этап экспозиции.

- Наш заповедник называется биосферным, — говорит Василий Сутула. — Я понимаю, что наряду с охраной природы наша задача – экологическое просвещение и воспитание. В том числе через рассказ о богатой истории рыбных промыслов, которая есть в нашем районе, и о людях, которые эту историю вершили.

Чтобы наполнить экспозицию историческими сведениями, директор Танхойского заповедника Василий Сутула посетил музеи в Кабанске, Сухой, Старом Энхэлуке. В Ранжурово приехал пообщаться со стариками, бывшими рыбаками. Глава Ранжуровского поселения Николай Пиноев передал заповеднику несколько ранжуровских рыбацких лодок: подъездку, эстонку, баркас и траловый рыболовный бот.

Деревянный флот Ранжурово

В Ранжурово мы встретились с Фёдором Алтаевичем Фёдоровым. Его отец строил лодки, а маленького сына частенько брал с собой в лес, когда ездил подбирать подходящие деревья.

- Раньше лодки помогали строить все мужчины села, — вспоминает Фёдор Алтаевич. — Помню, отец запрягал коня и ехал в истоминский бор. Нужны были материалы на шпангоуты – «рёбра» для лодок, изогнутые в виде коромысла.

- У нас в Ранжурово в колхозе имени Карла Маркса уловы были очень хорошие, — продолжает старый рыбак. — В летнюю путину на Байкал могло выйти до 19 больших лодок. В море их тащил теплоход «Спартак», и они веером плыли за ним. А потом он их «разбрасывал» – кому куда нужно. И дальше рыбаки шли уже «на гребях». Рыбу сдавали сначала в Хараузе, там был рыбпункт, стояли огромные чаны для засолки. Потом стал ходить ПТС, большая баржа. Принимали рыбу там.

Фёдор Алтаевич называет старых мастеров-корабелов. Строил лодки Балты Датханов. Своё ремесло он передал сыновьям Николаю и Леонтию. Много лодок сделал Олзон Антропов со своими сыновьями. Помнят люди лодки Василия Соболева и Александра Ханхаева.

Вёсельные лодки делали из кедра, когда это дерево стало под запретом, брали лиственницу, сосну.

В начале Ранжурово сейчас в качестве экспонатов стоят две старые морские лодки. Одна из них сделана с помощью кованых гвоздей. Кузница в Ранжурово была своя. Ковали там Датхановы.

У бурят отношение к кузнице особое, она почитается как одно из священных мест, и женщинам туда заходить запрещено.

Гвозди в лодке с большой круглой шляпкой, длинные, сантиметров 14. Ковали в кузнице и большие якоря, и все нужные для лодочных дел металлические детали.

Сети у рыбаков были хлопчатобумажными. И по вечерам их чинили семьями. Починяли деревянными иголками с намотанными на них нитками. Такая иголка у Фёдора Алтаевича сохранилась до сих пор.

В длину сети были пяти-шести метров, а ячея – «на сорок», «сороковка» – 4 сантиметра. По берегам в Ранжурово стояли палки-сушила, на которых ветер качал рыбацкие сети. Хлопчатобумажные сети намокали быстро, а сохли медленно, нужно было всё время их просушивать. Наплавья-поплавки делали из сосны. Стукнет такой по ноге – больно…

Фёдор Алтаевич рассказывает, что в 1970-х годах установлен был девятилетний запрет на вылов омуля. Колхоз тогда выживал животноводством, растениеводством. После запрета, когда вылов омуля был разрешён, в колхоз прислали четыре рыболовных бота. Сделаны они были в Ленинграде на Ладоге. Шли корабли до Ильинки по железной дороге, а потом водным путём до Ранжурово.

Сорок лет работал рыбаком Дмитрий Баинович Сушнеев, и он поделился своими воспоминаниями. Старый рыбак рассказывал о богатых уловах и сетовал на нынешний запрет.

Танхойская экспозиция

Вместе с директором заповедника к рыбакам приехали режиссёры компании «Атлас-Медиа» Михаил и Елена Чумак. Они из Ростова-на-Дону. И работают с заповедником уже не впервые. Первая экспозиция и документальный фильм «Атлас-Медиа» снял о Байкальской переправе в Танхое. И сейчас они, кроме экспозиции, готовят сайт о байкальских рыбаках.

Михаил рассказывает, что старые лодки для выставки отреставрировали, пропитали специальными смоляными составами. Рыболовный бот, переданный ранжуровцами, прибыл в Танхой по воде в конце сентября. Его установили на кильблоки, покрасили, и сейчас он выглядит, как будто только что вышел с судостроительного завода. Привезли и установили новую мачту. Наверху мачты флюгер.

Названия байкальских ветров, которые дуют в Танхое, будут вырезаны на железной табличке. А прототип флюгера Михаил и Елена увидели в музее села Сухая. Ростовские режиссёры посчитали, что сухинский флюгер-хоругвь – экспонат редчайший. И они заказали для танхойской экспозиции его копию.

Только на сухинском раритете изображение святого, возможно, что Николая-Чудотворца. В Танхое же на флюгере изображена Вифлеемская звезда, напоминающая розу ветров.

- Рыбаки на Байкале очень хорошо умеют определять направление ветра, — говорит Михаил. — Мы слышали рассказы, что из-за сильных ветров приходилось по неделе находиться в море, ожидая, когда шторм утихнет, и можно будет пристать к берегу.

Флюгер на мачте занял в экспозиции почётное место и определяет, какой из ветров господствует в небе над Байкалом.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.