Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 03.11.2021 г.

Как выживаешь, Горный?

Автор: Алёна Дмитриева

Прошлое и настоящее небольшого поселка Горный. Есть ли будущее?

Сказать, что отсюда началась история цемзавода, будет не совсем правильно – сначала известняки для производства цемента добывались на Право-Еловском карьере. Но то, что история эта продолжилась и пишется в наши дни – бесспорно заслуга Горного.

В 1950 году Данила Таракановский и его сын Аркадий показали геологам место добычи известняка, из которого они изготавливали известь. Доразведка показала огромные запасы известняка. Здесь построили дробильно-сортировочную фабрику, а в 1961 году госкомиссия приняла в эксплуатацию Таракановский карьер. Этому в книге «От Темлюйской заимки до Каменска» известного краеведа Ольги Филипповны Душаковой посвящена отдельная глава.

Посёлок для рабочих строился одновременно с фабрикой. Правда, тогда его называли Таракановкой – по названию карьера. Название «Горный» было дано позже, но многие выходцы и жители посёлка до сих пор между собой зовут его Таракановкой…

Когда в 1955 году сюда приехала молодая семья Полынцевых, в посёлке стояли три дома. Лидию Афанасьевну направили работать комендантом. Легендарный многолетний начальник цеха Горный Павел Тимофеевич Елезов в своих воспоминаниях назвал её «первым мэром Горного».

- Комендант, домоуправ – как меня назвать? Встречала, прописывала, выписывала людей. Разругаются, раздерутся – ко мне шли. Даже роды принимала! — смеётся Лидия Афанасьевна. Сейчас она живёт в Каменске, на прошлой неделе встретила 87-й день рождения. Но Горный-«Таракановка» в её сердце навсегда… Была бы помоложе – обратно бы уехала, говорит она.

Как раз в то время в Читинской области закрылся карьер. Заводчане дали клич, и люди поехали в посёлок. Встречали хорошо: сразу давали жильё, работу. Дома строили двухквартирные, квартиры были большие, трёхкомнатные, по 70 квадратов. Приезжие сначала жили на общей кухне, и, как сдавался очередной дом, семьи расселяли. Отопление было печное, зато с дровами проблем не было. Жителям помогал завод: к каждому дому привозили «хлысты», которые распиливали и ими топились.

Примерно в то самое время в Горный из Оловяннинского района Читинской области приехали родители Натальи Александровны Шатовой, директора Кабанского Дома детского творчества.

- Я выросла в Горном, и родители всю жизнь там прожили, работали в горном цехе. Хорошо там было… Все жили дружно. Мы ребятишками из леса не вылезали – по грибы, по ягоды, по шишки, — вспоминает Наталья Александровна.

Посёлок быстро рос. Строились жилые дома – всего их будет 28, а ещё магазин, детский сад и начальная школа, медицинский пункт, клуб, баня. Постепенно для жителей, большая часть которых работала в горном цехе, создавался настоящий социально-коммунальный рай. Во времена расцвета Горного здесь построили водопровод, свою котельную и во все дома провели центральное отопление и горячую воду!

- Посёлок был как игрушечный! Чистота, дома и палисадники выбелены, в каждом – цветы. Берёзы стояли около домов… А весной кругом зацветал багульник. Лес, ручей, который сами жители чистили. У каждого дома – огороды, а в них брусника росла, — вспоминает Лидия Афанасьевна.

Жили здесь небогато, но очень дружно. Когда у коменданта одной из первых появилась стиральная машинка «Белка», она установила её на веранде, и все приходили стираться… А когда она уезжала в Каменск по работе, весь посёлок нёс ей записки – кому что купить. Возвращалась она увешанная сумками и кульками. Сейчас, спустя 60 лет, в Горном действует то же самое правило: поехал «на большую землю» – спроси, кому что надо привезти…

Особую роль в том, что жители посёлка сдружились и сплотились, сыграла самодеятельность. Идея организовать людей в свободное от работы время принадлежала коменданту. Сначала жители собирались по домам друг у друга – пели песни, репетировали, учили и читали стихи, танцевали под гармошку. Благо был в Горном свой гармонист – Анатолий Жарков. Чтобы его отпустила жена Тамара, приходилось приносить ей кулёк конфет, специально припасённый продавщицей Марией Ермолаевой в местном магазине... Постепенно самодеятельность так увлекла жителей от мала до велика, что руководство завода это заметило, и в 1961 году здесь построили свой клуб.

- И до того мы довыступались, что нас взяли участвовать в смотре в Каменске. Особенно запомнилась пожилая супружеская пара, 70-летние пенсионеры. Как они допели песню «В островах охотник», зал встал… Мы танцевали, читали стихи, пели… Никто нас не готовил, всё сами, и третье место тогда заняли! — вспоминает Лидия Афанасьевна.

Её мама Анфиса Кочетова играла на гитаре, Фрося Забелина – на балалайке, а Анатолий Жарков – на баяне. Знаменитое трио пользовалось заслуженной популярностью, без него не обходилось ни одно мероприятие.

Горный жил богатой культурной жизнью. В клуб регулярно привозили кино – все места были заняты, люди в проходах стояли. Аншлаги были и во время местных концертов на праздники.

В 1963 году здесь построили баню – и снова для жителей был общий досуг и развлечение. А потом комендант упросила Павла Тимофеевича Елезова оборудовать бассейн. Надо сказать, что он делал всё для посёлка и всегда очень хлопотал за него. И в этот раз он быстро откликнулся: у ручья вырыли небольшой котлован, выложили плиткой. Детям – раздолье! Летом купались, зимой катались на коньках. Бассейн чистили, следили за ним. Он сохранился и до наших дней, но, конечно, не в таком состоянии…

- Жить у нас было интересно! Никто поэтому и уезжать не хотел, а кто уехали – сильно потом скучали, не переставали дружить. Мы и сейчас общаемся, хотя 60 лет прошло, — говорит Лидия Афанасьевна. Сама она прожила в Горном около 20 лет, а потом переехала в Каменск. Вся её жизнь неразрывно связана с цементным заводом: машинист цементных мельниц, ветеран труда, дважды победитель соцсоревнования…

…В лихие 90-е сюда пришла разруха. Народ уезжал. Часть домов и сейчас стоит брошенная, с пустыми глазницами окон. Но они хотя бы есть и готовы принять новых хозяев (и они едут сюда!), а вот клуб, магазин, школу, котельную разобрали до основания и вывезли. Примерно в то же самое время разрыли и продали теплотрассу. Долгое время закрытый стоял фельдшерско-акушерский пункт, который открывали лишь на время проведения очередных выборов.

Но жизнь берёт своё. Новое поколение горновчан уверено: у посёлка есть будущее. Более того – они его строят сами…

Сегодня от советской обустроенности в Горном мало что осталось. Построенные цемзаводом 28 жилых домов – и те постепенно разрушаются, время берёт своё. 12 квартир брошены: люди или уехали, или умерли, и они стали никому не нужны. Из-за них посёлок выглядит с трассы брошенным, неухоженным, депрессивным. Но это совсем не так.

Жив в Горном общинный дух и сегодня! Когда все друг друга знают и чужаков замечают сразу. Когда отпускают ватагу ребятишек на целый день на улицу, и старшие глядят за младшими, никто не пакостит, а если вдруг – то хулигана сразу поправят. Когда пристраивают в социальный приют накануне зимы бездомного, жившего всю осень в заброшенной бане. И когда хоронят одиноких стариков всем миром...

По-прежнему градообразующим для посёлка является цех Горный цемзавода. За 60-летнюю историю здесь сложились трудовые династии Емец, Павловых, Завьяловых, Петровых и многих других. А у Гопеевых в цехе работает третье поколение! Супруги живут в Горном, их дети живут в Горном и уезжать не собираются!

Ещё одно место работы – Посольский дом-интернат. Шесть женщин непонаслышке знают, что от Горного до Посольского переезда – три километра по трассе, и ещё два – до дома-интерната. Нередко это расстояние они проходят пешком.

Транспортная проблема стоит очень остро. В XXI веке здесь нет ничего, кроме проходящего микрика из Большой Речки до Кабанска и обратно. Часто он идёт мимо полным, и если повезло уехать в один конец, нет никакой гарантии, что вернёшься на нём обратно. Раньше горновчан подвозили до Каменска водители служебного цемзаводского автобуса, но теперь это запрещено. Как и камазистам, которые иногда на свой страх и риск подвозят жителей (их так любя и называют – «таксисты-камазисты»). Электрички тоже отменили…

В Горном прописаны 160 человек, постоянно живут около 100, из них ребятишек – больше 40! Как говорит Марина Скорикова, председатель местного ТОСа, летом число детей можно смело умножить на два – со всех уголков России к родне спешат внуки, племянники, двоюродные братья-сёстры. Ещё пару лет назад любимым (и единственным!) местом для них была «шоколадка» – железобетонная плита на пустыре, где когда-то стоял сельский клуб. Там же – импровизированное футбольное поле, ворота на которые из подручных палок соорудили дети постарше.

Глядя на такое, жители добились строительства детской площадки – в прошлом году по программе «Городская среда» сюда завезли всё необходимое. В упаковке, в разобранном виде. Монтаж и установку площадки провели неравнодушные жители, коих набралось не так уж и мало. А вот с ограждением чуть было не случился казус. Из «Народного бюджета» Горному досталась 41 тысяча рублей (помните этот бонус за «обнуление» и другие поправки в Конституцию?) Но отдать их посёлку Каменская администрация не спешила и вначале предложила на эти деньги установить 15 метров ограждения. Активистов, понятное дело, это не устроило, и ценой долгих переговоров они всё же получили, но не деньги, а пиломатериал на эту сумму.

- Столбиками нам помогли коллеги по тосовской работе – ТОС «Село Тимлюй» и его председатель Людмила Ивановна Федотова. Сергей Георгиевич Балдаков помог завезти два «КамАЗа» песка на отсыпку площадки. Депутат райсовета и наш постоянный спонсор Альбина Алексеевна Ильина выделила 10 тысяч рублей, Айк Мецоян из Каменска привёз цемент. Это наши друзья и помощники, которые ни разу не отказали, сколько бы раз мы к ним не обращались, — рассказывает староста Горного Мария Кочетова.

Работы завершили прошлой осенью. Провели торжественное открытие, пригласили Каменскую администрацию. Никто не приехал, зато попросили всё красиво сфотографировать. Позже эти красивые фото (а площадка и вправду получилась загляденье!) жители увидели во многих отчётах. Сейчас с приходом нового главы активисты надеются на понимание и поддержку администрации.

Жители давно озаботились организацией досуга для подрастающего поколения. Ребятишки здесь талантливые и активные. К 9 Мая, Новому году и другим праздникам ставят концерты и репетируют номера по домам или в магазинах – почти также, как когда-то их дедушки-бабушки…

Семь лет (!) длилась эпопея с выделением помещения под клуб, но в поселковой администрации их как будто не слышали. Здание бани, которое активисты просили изначально, за это время развалилось окончательно. Зато число ребятишек в посёлке возросло.

- Мы – часть «городского поселения». Но это в Каменске есть всё для детей – спортивная, музыкальная, художественная школы, Дом творчества и библиотеки. У нас нет ничего! — рассказывают мамы Галина Шайдурова и Наталья Смольникова. — Не у всех есть возможность возить ребятишек на кружки и секции в Большую Речку или Каменск. А нам нужно место, где мы могли бы их собрать, провести праздники. У нас в Горном много талантливых людей, готовых на общественных началась заниматься с детьми танцами, рисованием, рукоделием. Так, Надежда Смольникова делает шикарные шкатулки из сломанных кукол и пластиковых бутылок, красивые цветы из целлофановых пакетов, вяжет из них же мочалки и коврики.

«Лёд тронулся» нынешней весной, когда Мария Кочетова и Марина Скорикова пришли на приём к главе района Алексею Сокольникову. После этого он собрал совещание в Каменской администрации, где быстренько решили выделить жителям бывшее помещение ФАПа (открывали его только на время выборов и иногда – новогодней ёлки), а собранные тут же руководители предприятий посёлка выделили помощь (шиферный завод дал цемент и шифер, Айк Мецоян привёз цемент и гипсокартон).

На районном конкурсе ТОСов они выиграли 100 тысяч на ремонт помещения. Правда, начать его в сентябре помешали …выборы – в бывшем ФАПе расположен избирательный участок. Сейчас они всеми силами стараются закончить ремонт к новому году, хотя уже ясно: и денег не хватит, и время поджимает.

И всё же радости горновчан нет предела. Хотя, на минуточку, им достались 48 аварийных «квадратов» с гнилыми окнами (их уже заменили), крышей (шифер перекрывает местный депутат Алексей Сучков с 13-14-летними пацанами), полом (их вскрыл житель Дмитрий Кабаков)… На вопрос: зачем вам это нужно, активисты даже обиделись.

- Как зачем? Мы здесь живём! Это нам надо и нашим детям! — последовал ответ…

В 2019 году здесь построили новый ФАП. Жители, конечно, этому событию рады. Но куда больше они порадовались бы, если бы для ФАПа отремонтировали старое помещение – в любом случае обошлось бы дешевле, а на затраченные на ФАП деньги построили бы лучше новый клуб.

Зато вместе с ФАПом Горный получил замечательного фельдшера Светлану Владимировну Копылову. Жители на неё не нарадуются. Утром ведёт приём, после обеда проведает «постоянных клиентов» – давление померить, укол поставить, а потом торопится в Каменск. В ФАПе нет компьютера, и всё, что она наработала за день, нужно ввести в базы. А ещё в ФАПе нет воды…

Ежедневно Светлана Владимировна ездит на работу за 16 км в один конец. Пробовала по какой-нибудь программе приобрести жильё в Горном, но ничего не вышло. А как замечательно было бы восстановить одну из брошенных квартир, и пусть бы она была закреплена за фельдшером…

Ещё одна небольшая подвижка – установка сотовой вышки. Правда, изначально её планировали установить в марте, но из-за согласований в Каменской администрации долгожданное событие случилось только в июле. Теперь проблем со связью и мобильным интернетом в Горном нет.

...Понемножку, ценой больших усилий и неравнодушия горновчан, нормальная жизнь возвращается в разорённый лихими 90-ми посёлок.

- Вот чего давно в Горном не было – так это свадеб! Как только своих молодожёнов «вырастим», сразу поймём – жизнь наладилась, — смеются жители…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.