Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 39 от 07.10.2021 г.

Баклан ни в чём не виноват?

Автор: Екатерина Вокина

Учёные пришли к выводу, что не нужно корректировать их численность

Недавно стало известно: исследования учёных из БГУ оправдали, если не сказать – поощрили засилье баклана на наших водоёмах. Неужели это означает, что пернатый хищник и впредь будет пожирать тонны рыбы? И что мер по её сокращению приниматься не будет? Печально... Но как бурятские учёные пришли к такому выводу?

В последние годы жители прибрежных населённых пунктов встревожены обилием этой птицы на Байкале, реках и озёрах республики. Не первый год на страницах «БО» жители района призывают власти обратить внимание на ущерб, наносимый природе бакланами. Люди просят принять решение о снижении численности птиц, которые множатся на наших водоёмах в геометрической прогрессии.

В управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Бурятии нам сообщили, что ведомство не раз рассматривало вопрос по бакланам. Служба внесла в Хурал предложение о том, чтобы наука ответила: нужно или нет бороться с бакланами. И вот в прошлом году Министерство природных ресурсов РБ заключило контракт с БГУ о проведении научно-исследовательской работы, которая должна дать рекомендации, оставить всё, как есть, или пора принимать меры по уменьшению несметных бакланьих туч?

Предварительные итоги подведены. Группа учёных работала во многих районах Бурятии. Их вывод обескуражит местное население: на данный момент регулирование численности, как и определение норм отстрела, не требуется. Но на каком основании учёные пришли к такому заключению?

Где-то люди науки вели так называемые полевые исследования. Но данные по нашему району опираются лишь на устное сообщение орнитолога Байкальского заповедника Юрия Анисимова. По его словам, в дельте гнездится около 5000 пар бакланов из 13000, насчитанных по республике.

Мы переговорили со многими охотниками из нашего района, и ни с кем из них учёные не встречались, а значит, и не выслушали их мнения по баклану. Хотя у каждого есть что сказать, ведь они больше простого обывателя видят и замечают. Собственные же наблюдения нынешним летом учёные проводили только на острове Кокуй.

Авторитетный в охотничьей среде Сергей Садовский из Кудары слышал о том, что в районе должны проводиться исследования по проблеме бакланов:

- Мы поднимали вопрос на Совете охотников. Нам доложили, что как только учёным выделят деньги на исследования, они начнутся. Но с нами на правобережье так никто и не встречался...

Конечно, существует специальная методика подсчёта того или иного вида птиц, но давайте сами проведём нехитрые расчёты. Пять тысяч пар – это десять тысяч птиц. Самка для высиживания откладывает по 3-6 яиц. Птенцы часто погибают, но предположим, что по два у каждой пары остаётся в живых. Умножаем пять тысяч на два, получается десять тысяч птенцов. Плюс 10 тысяч родителей. Итого 20 тысяч бакланов в дельте. Каждому нужно хотя бы по полкилограмма рыбы в сутки – 10 тонн. За 10 дней – 100 тонн, а за месяц – 300 тонн. А период гнездования баклана на Байкале – с апреля по сентябрь… Плюс никем не учитываемая рыба, погибшая от клюва баклана. Какой рыбозавод в прежние «рыбные» времена мог похвастаться такой щедрой квотой на весь год? Большереченскому рыбоводному заводу для воспроизводства в нынешнем году разрешено выловить 75 тонн…

Однако учёные радуются, что численность большого баклана на Байкале в настоящее время восстанавливается. После чего восстанавливается? С какого времени? Видимо, с конца 50-х годов прошлого века, когда баклан обитал на Байкале. Между тем жители района возраста 70-80 лет не помнят его на берегах Байкала в своём детстве. Если он и был, то не в таком количестве, как сегодня. И рыбы в реках и Байкале было намного больше.

Что же происходит сейчас? Несколько последних лет охотники осенью наблюдают страшную картину. Омуль входит в реку Селенгу, собираясь в трудный долгий путь к месту нерестилища, где «родился» сам. Над ним начинает кружить чёрная смерть – тучи бакланов. Они сопровождают косяк до самых нерестилищ.

- Вода бурлит от полчищ прожорливых бакланов, когда они ныряют за омулем и всплывают обратно, — с содроганием говорит старейший охотник Валерий Приходько из Каменска. — Выныривает чёрный разбойник с рыбой в огромном клюве, с трудом проглатывает её и снова ныряет. Если не может проглотить, бросает искалеченную рыбу и снова ныряет. И так много раз. Река вся, на сколько глаз хватает, черна от бакланов. На поверхности остаются повреждённые тушки погибающей рыбы. А вокруг уже вьются стаи чаек, ворон, бывают даже орланы, и подхватывают брошенную бакланом рыбу. Такая вакханалия творится на реке, жуть! Кажется: попади в этот чёрный омут, и не выберешься…

На заседании республиканского штаба по нересту, прошедшем в прошлую пятницу в нашем районе, практически все его члены согласились с тем, что бакланы представляют серьёзную угрозу рыбным запасам республики. Министр сельского хозяйства РБ Галсан Дареев обязался выяснить у учёных, занимавшихся подсчётом бакланов, на каком основании они пришли к выводу о том, что бакланы безвредны. А начальник Байкальского филиала ФГБУ «Главрыбвод» Леонид Михайлик рекомендовал Байкальскому филиалу Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии разработать методику подсчёта повреждённой бакланом рыбы, чтобы данные о вредительстве баклана были более достоверными, нежели представленные учёными БГУ.

Баклан – хитрая и умная птица. Она точно знает, что омулёвый косят движется именно по этой протоке, и слетается со всех островов дельты. И долбит, долбит, долбит…

Учёные так и не ответили на вопрос местных жителей: зачем нам баклан на Байкале? Для чего нам его оберегать? Какая от него польза? Свидетельство восстановления экосистемы Байкала? Но баклан вернулся, а омуль, хариус и другая рыба исчезают. Какое же это равновесие?

Охотники из Курумканского района сделали так: когда бакланы улетали за пищей, они не подпускали их обратно к гнёздам с яйцами. Выводок погиб, и численность хищника на курумканских водоёмах значительно уменьшилась. «Зелёные» могут выразить протест на такие действия. Но почему и во имя чего нужно разрешать уничтожать тонны нерестящегося омуля и ничего не предпринимать для прекращения этого?

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.