Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

21.01.2021 10:03 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 20.01.2021 г.

Зареченская Бичура. Продолжение.

Автор: Елена ШУШУЕВА.

Дома из Бичуры узнаваемы и неуловимо похожи в Заречье... Один из них, дом мамы Зои Николаевны Хлыновской, новые хозяева украсили его резьбой.

- Красиво было в нашей Бичуре, — говорит Владимир Васильевич Васильцов. Это был наш отдельный мир за болотным местом. Домов, наверное, шестнадцать или поболее...

- Красиво было в нашей Бичуре, — говорит Владимир Васильевич Васильцов. Это был наш отдельный мир за болотным местом. Домов, наверное, шестнадцать или поболее, стояли к Байкалу двумя сторонами. Мы, пацаны с Бичуры, были дружными. Помню: хотелось отстоять берег Байкала. Даже не пускали туда зареченских мальчишек, порой дрались с ними. Жалко, что пришлось нам переехать в 1966 году. Перевезли все наши бичурские дома в Заречье. Думали, что нас затопит, построится гидростанция Ангарская, поднимется и Байкал. А мы только участок разработали хороший.

Работали бичурские жители в колхозе. Колхоз в Заречье то отделялся от Сухинского, то вновь объединялся с ним. Василий Матвеевич Васильцов трудился там трактористом. Сеяли хлеб, занимались животноводством, птицеводством, рыбалкой.

На разных сторонах улицы в Бичуре стояли два дома – деда и отца Матвея Васильевича и Василия Матвеевича Васильцовых. Дом деда Матвея был перевезён в Бичуру из Стволовой, маленького посёлка геологов и рыбаков, который был в двенадцати километрах от Заречья. О Стволовой в «Кабанских Матёрах» наша газета писала в 2009 году.

Через дом от Васильцовых стоял небольшой домик мамы Зои Николаевны Хлыновской. Зоя и Володя Васильцов учились в одном классе, в начальную школу ходили в Заречье. А учителем был Александр Демидович Колодезников, тоже из Бичуры.

…Вера Петровна Артамонова живёт в Сухой, а детство провела в Заречье. В Бичуре у родственников бывала много раз. Она думает когда-нибудь написать книгу о любимом Заречье, Бичуре, Стволовой. Столько интересного происходило в этих местах! В крайнем доме в Бичуре жил Марк Антонович Осипенко. Они с супругой были уже глубоко в годах. И к его жене Анастасии шли лечиться. Вере Петровне в детстве она замечательно вправила вывих: «Ведёт меня в баню. Распаривает руку в горячей воде. А потом потихонечку сама вправляет. Больно! Вправит, и вместо гипса наложит высушенную брюшину». Врачей и медсестёр в конце 1950-х годов в таёжном краю ещё не было…

Дом Осипенко был крайним на одной стороне улицы. А на второй – одним из последних был дом семьи Косяченко. Тётя Шура Косяченко – хохотушка и мастерица. Если надо было починить обувь – шли к ней. Кроме сапожного ремесла тётя Шура плела из конских хвостов мелкие сита, чтобы сеять муку. Они были красивыми, подобранными по цвету, и имелись в каждом доме Бичуры.

…Летопись Сухой и Заречья собирал ещё Виталий Васильевич Власов – учитель и краевед из Сухой. Читая его материалы, понимаешь, какими смелыми были предки зареченских и бичурских жителей.

В конце XVIII века на Украине, если так можно сказать, шло целое «поветрие», когда полдеревни мужиков снимались с места и уходили на Амур. В народе шёл слух, что на Дальнем Востоке земли «немерено» и – «родит» она отменно. Дойти, правда, сложно, но там жизнь хороша!

А на родной Украине «куриц приходилось за ноги привязывать, чтобы они не попали на помещичью землю», — говорила бабушка Зое Николаевне Хлыновской. Крестьянам хотелось на своей земле растить хлеб.

И, может быть, что и Бичуры да и Заречья могло и не быть, если бы не Харлампий Васильцов, предок нынешних Васильцовых. Кто он был? Родом из Полтавской губернии. Харлампий – «возвращенец» с Амура.

…Встретил Харлампий в Тимлюе крестьян из села Орловка Глуховского уезда Ямпольской волости Черниговской губернии. Шли на Амур – Дремухины Лука с сыном и Осип с сыновьями; пять братьев Сахно с семьями; Спиридон Клишко с сыновьями; Иван Шереметов с сыновьями.

А Харлампий оттуда возвращался. Не понравилось ему там. Несколько лет Амур разливался и полностью затапливал посевы… Мужики с Орловки добирались на Амур с Черниговщины долго. Железная дорога была только до Новосибирска. Дальше – на лошадях. А тут – такие вести...

Решили, что хватит через всю Россию-матушку идти. Надо оставаться здесь. И послали ходоков сначала в Сухую. В Сухой селение уже было. Местные предложили украинцам пройти дальше за реку и обосноваться там. Был 1897 год…

Говорят, молодёжь не хотела уезжать с родины невесть куда и к кому, но шли «за послушание» старикам. Семьи были крепкими, патриархальными. Перешли реку Сухую и увидели вековой лес, Байкал, и земли свободной – сколько сможешь обработать. Весной в первые проталины посадили капусту, прямо вокруг толстенных лиственниц. Чтобы посеять хлеб, каждый метр земли отвоёвывали у леса.

Молодые всё не теряли надежды, что урожай будет плохим, и старики решат возвратиться домой. Говорят, что они даже не старались хорошо посеять первый хлеб. Лежали в балаганах, которые построили на первое время, и глядели, как могучие деревья кронами сплетались в вышине: «Как тут жить? Глушь!»…

Но урожай хлеба был отменным. Капуста выросла огромной и сочной. В Заречье особый микроклимат. И тогда молодые хлопцы поняли, что невест им придётся искать здесь. И никуда теперь старики отсюда не поедут…

А с Украины милой остался говор: «пойдём до хаты», хлеб не резали, а «рушили», да красивые песни. В праздник в белых вышитых рубахах, за столом сильными голосами пели мужчины, а девушки в фартуках и венках из цветных лент вторили им в унисон…

На берегу в зареченской Бичуре. Василий Матвеевич Васильцов с дочерью Верой и сыном Володей. 1961 год.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.