Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

10.09.2020 13:02 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 37 от 10.09.2020 г.

Жительница Селенгинска Вторушина М.И. во всём видит источник вдохновения.

Автор: Екатерина ВОКИНА.

Марина Ивановна Вторушина со своими работами.

Марина Ивановна Вторушина работала с соломкой, солёным тестом – да, собственно, что в руки попадало – с тем и работала. А ещё Марина Ивановна – знатная дачница.

Чем творческий человек отличается от остальных? Скорее всего, тем, что от него ничего не ускользает, он повсюду видит возможности для творчества и находится в постоянном поиске пищи для своего самовыражения.

Марина Ивановна Вторушина из Селенгинска как раз из таких людей. Что бы ни попалось ей на глаза, будь то природный материал, ткань, кожа, у неё тут же срабатывает: из этого можно сделать картину, а из того – игрушку.

Творчество у неё в крови, хотя когда работала лаборантом на Селенгинском ЦКК, особо им заниматься было некогда: семья, дети, дача.

В 1981 году её жизнь резко изменилась. Погиб муж, на руках остались сыновья двух и девяти лет. И организм дал сбой: на фоне работы с реактивами воспалилась бронхо-лёгочная система. Плюс такой стресс…

Вспоминая то время, Марина Ивановна говорит, что одной ногой стояла в могиле. Целый год лежала по больницам, но становилось всё хуже и хуже. И только страх за детей и материнский инстинкт заставляли цепляться за жизнь.

С химическим производством надо было прощаться. И тут подруга позвала её работать в только что открывшуюся третью школу-гимназию учителем труда. Марина Ивановна умела шить, вязать, а самое главное – ладить с детьми. Учила ребят, вместе с ними училась сама. Было огромное желание работать, расти профессионально. Объездила всех трудовиков-стажистов в Кабанске, Каменске. Большую помощь в работе оказывали директор гимназии Г.Г. Чибышева и опытный методист Г.П. Якушева.

Школа ей снится до сих пор. В то время урокам труда не в пример сегодняшнему дню уделяли большое внимание. Перед преподавателями стояла задача научить ребят вести домашнее хозяйство. Чтобы мальчики умели гвоздь забить, и не только, а девочки – сшить, связать, состряпать, в общем, обиходить семью. Кабинет Марины Ивановны был одним из лучших в районе. Если нужно было показать уровень преподавания трудового воспитания, а позже – технологии, делегации везли в её кабинет.

Но кроме уроков нужно было вести кружки, давая детям дополнительные знания и навыки. Кроме кройки и шитья она учила девочек вязать спицами и крючком, стряпать, готовить блюда русской и бурятской кухни, мастерить разные поделки, за что многие ей благодарны.

Как-то в руки ей попалась книга «Работа с кожей», и она решила попробовать. С единомышленницей Г.М. Округиной, работавшей тогда во вспомогательной школе, они специально ездили в Улан-Удэ за рабочим материалом. На дворе стояло время всеобщего дефицита. Добыв немного кожи, Марина Ивановна была просто счастлива!

Первую свою картину из кожи – натюрморт из осенних листьев – она хранит более 30 лет. Кожа, из которой она выпарила мех, была шершавая, хорошо передающая рельеф кленовых листьев, рябиновой веточки. Для образца она нашла листья клёна и рябины, чтобы картина получилась максимально натуралистичная. Лёгкая на первый взгляд работа с кожей на самом деле не является таковой. Это кропотливый долгий труд, требующий старания и терпения.

Сюжеты для своих картин М.И. Вторушина черпает из книг, а чаще – из жизни. Для неё очень важно сначала определить для себя сюжет, мысленно увидеть картинку. Больше всего она любит изображать природу. Вот старательно вылепленный зимний деревенский пейзаж, вот лес – точь-в-точь как на горе за её домом, а вот – букет роз, лепестки которых смотрятся как живые.

Такими естественными они получаются при декорировании кожи техникой «жатка». Суть её в том, чтобы создать на мягкой коже складки. Изнаночная сторона смазывается клеем, кладётся на основу – бумагу, картон, а потом пальцами собираются складки. Марина Ивановна «одевает» в жатую кожу вазы, бутылки.

Другой способ обработки кожи – нагревание. Марина Ивановна делает это с помощью обычной печи. Специальными ножницами для выстригания резных фигур вырезает по бумажному лекалу нужный рисунок, включает печной кружок и кладёт на него кусок кожи. При нагревании она скукоживается, и из неё хорошо получаются выпуклые, рельефные фигурки. Ножом на них можно выдавить любой рисунок. Особенно хорошо мастеру удаются «букашки» – божьи коровки, жучки-паучки. Чем мельче фигурка, тем сложнее её делать. И интереснее!

Самая свежая работа – композиция к 75-летию Победы – имела на тематической выставке широкий успех. Солдатская фляжка, отделанная кожей, ромашки из размоченных и «распятых» сосновых шишек (её собственное изобретение), лавровая ветвь победителей. Её работы украшают разные выставки. К каждой картине она непременно пишет стихотворение.

Талантливый человек талантлив во всём. Работала с соломкой, солёным тестом – да, собственно, что в руки попадало – с тем и работала. А ещё Марина Ивановна – знатная дачница. С ранней весны до поздней осени она колдует над урожаем. Для рукоделия остаётся зима. Вот уж когда она отводит душу! И долгие зимние вечера ей не кажутся такими уж длинными…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

98