Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

06.08.2020 09:47 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 32 от 06.08.2020 г.

Как выживаешь, Кедровая?

Автор: Алёна ДМИТРИЕВА.

Здесь не любят глухие высокие заборы. И в каждой ограде – высоченная ёлка или кедр.

Станция Кедровая встречает свежестью и духом лесной малины с нотками креозота.

Станция Кедровая встречает свежестью и духом лесной малины с нотками креозота. Иду на вокзал, где договорились встретиться с начальником станции и местным депутатом Е.А. Меньшиковой. На месте её не оказалось. Телефон не ловит – «абонент вне зоны действия сети». «А давайте я по громкой связи объявлю», — предлагает мне дежурная по станции и говорит в микрофон: «Елена Анатольевна, к вам приехали!»

Кедровая-Сибирская – так звучит полное название – находится почти посередине между Выдрино и Танхоем, до федеральной трассы – метров 200. Но пример Кедровой отчётливо показывает: близость двух транспортных артерий федерального масштаба не гарантирует возможность ими пользоваться.

Каждый, с кем удалось встретиться в Кедровой, сетовал на отмену электричек. Немудрено: с их отменой жизнь здесь разделилась на до и после. После вмешательства Путина их вернули: сейчас три-четыре вагона трижды в неделю курсируют от Мысовой до Улан-Удэ и обратно. Как правило, пустые – жителей большинства населённых пунктов по этому маршруту давно приучили пользоваться маршрутками. Быстро и дешёво. А сотня километров между Мысовой и Выдрино, где практически нет никакой альтернативы, осталась без электричек: здесь их вернуть «забыли». Так местные и выживают: пригородные поезда уехали, маршрутки не приехали.

Добраться до Выдрино в 20 с небольшим километрах на такси стоит 500 рублей в один конец. Проходящие маршрутки, как правило, идут полные. На станции останавливаются два поезда – «Иркутск-Наушки» глубокой ночью (что на запад, что на восток) и «Чита-Москва» днём. На «Наушках» самый дешёвый билет в «сидячем» вагоне до Выдрино стоит 390 рублей (билеты на 6 августа – ред.), плацкарт – 690. Ночью проводник посадит вас без билета. А вот «читинский» поезд для жителей проходит мимо. Без билета (750 рублей плацкарт) вас в вагон не пустят. Билетной кассы в Кедровой нет. Можно было бы купить его по интернету. Но мобильного интернета в Кедровой тоже нет – тут связь-то не ловит. А таких диковин, как домашний телефон и интернет, здесь отродясь не видели. Местные жители писали коллективные письма про связь. Пришёл ответ: нужно не менее 250 жителей в селе. Из-за меньшего количества связисты шевелиться не будут.

«Неужели нельзя придумать какой-то маршрут для нас? Социальное такси или что-то подобное?» — спрашивают жители. Но вопрос висит в тишине…

Ещё острее транспортная проблема кажется, когда узнаёшь, что в Кедровой нет ничего из того, что принято называть «социальной сферой». Фельдшерский пункт давно закрыли. В Кедровой жила пожилая женщина, к которой приезжала дочь-медик. К ней выстраивалась очередь из местных: кому – уколы проставить, кому – системы. Женщина умерла, а значит, её дочь больше не приедет. Ближайшая больница в Выдрино. Можно ли назвать это «доступной медициной»?

«Вызвать скорую для нас – тоже проблема. Машина приезжает – или из Танхоя, или из Выдрино – и останавливается перед путями. Дальше фельдшер идёт пешком. А если, не дай Бог, на носилках кого нести?..» — спрашивает Е.А. Меньшикова, и это риторический вопрос… Дело в том, что официального проезда для автомашин в Кедровой нет. Только по речке. Зимой она замерзает – вроде проезд появляется. Если только его не заметёт, и тогда не проехать из-за огромного сугроба. Летом проехать можно – на высокой машине и если нет дождей. Иначе – большая вода. Случись, не дай Бог, пожар – машина просто не доедет. Кедровая отрезана от внешнего мира.

Единственный социальный объект – местный магазин. Предприниматели, которые его держат, поговорить с корреспондентом отказались. Единственное, что удалось заметить: булка хлеба стоит здесь 35 рублей...

Клуба в обычном понимании в Кедровой нет давно. Зато местные жители хорошо помнят, как ещё в 90-е раз в месяц в Кедровую приезжал вагон-клуб. «Он стоял на путях несколько дней. В вагоне был экран, в несколько рядов стояли сидения. Перед сеансом шторы закрывали... Мы билетики на входе покупали! И смотрели кино», — вспоминают Светлана Антоновна Мачульская и её дочь Марина Лобачёва. А ещё в те времена приезжал агитпоезд из нескольких вагонов-магазинов. «Там было всё, какой хочешь дефицит – от копчёной колбасы до стиральных машинок. Даже «Ока» продавалась за 16 миллионов! Мы покупали всё, а если чего-то не было – можно было заказать. И в следующий раз привозили», — вспоминают собеседницы. Что и говорить железная дорога тогда, да и сейчас – оплот стабильности в Кедровой.

Светлана Антоновна – последний билетный кассир станции Кедровая-Сибирская. С её уходом на пенсию в 1996 году кассу закрыли. Но известна в селе эта пожилая женщина совсем по другому поводу. «Только этой красотой и живу», — признаётся она, показывая пышное цветение в огороде. Сколько здесь сортов цветов – даже сама хозяйка точно ответить не может. «Ну что поделать – «цветанутые» мы, — смеётся Марина...

Все цветы навиду из-за забора из сетки-рабицы. Как-то на эту красоту вышли туристы из Германии и попросили её сфотографировать. «Муж и жена, пенсионеры. Неплохо говорят по-русски. Спрашивают: вы этим зарабатываете на жизнь? Нет, отвечаю им, просто мне нравится это занятие», — рассказывает Светлана Антоновна. Прагматичные немцы не оценили её хобби: «Это же очень дорого: покупать семена, ухаживать за растениями. Вам это невыгодно!» Наша героиня в ответ только рассмеялась...

Решили тогда же наши пенсионеры с немецкими померяться пенсиями. Про наши пенсии нужно скромно промолчать. У иностранцев выходило тысяч по 60 нашими деньгами на каждого. Немцы побывали в Индии, Китае, про Европу даже речи не заходило – они не считают её «заграницей». Поездка, скажем, в Прагу для них примерно то же самое, как жителям Кедровой в Выдрино съездить...

Ещё одна проблема в посёлке – мусор. Некоторые местные жители были уверены: с приходом регионального оператора весь их мусор вывозится, сортируется и перерабатывается. Каково же было их разочарование, когда они узнали, что твёрдые коммунальные отходы просто вывозятся на свалку...

Но и кроме этого претензий к регоператору здесь хватает. По графику машина должна приезжать раз в неделю. По факту бывает раз в две недели. Улицы заставлены пакетами с мусором в ожидании машины. Перед железнодорожными путями установили мусорные баки – на случай, если проехать в посёлок будет невозможно...

«Цветы - это моя жизнь», - признаётся С.А. Мачульская.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.