Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

30.07.2020 11:39 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31 от 30.07.2020 г.

В Кабанске откроется школа гончарного мастерства.

Автор: Елена ШУШУЕВА.

За работой Анастасия Аксёнова.

В скором времени гончарному ремеслу можно будет научится в Кабанском Доме творчества.

Гончарное дело можно отнести к почти забытым ремёслам. Не слышно, чтобы сейчас в районе кто-то этим занимался. Но в скором времени этому ремеслу можно будет научиться в школе керамики, которая откроется при Кабанском Доме творчества.

Педагог Дома творчества Татьяна Секерина и мастер-керамист из Улан-Удэ Анастасия Аксёнова написали совместный проект и отправили документы в Фонд президентских грантов. И выиграли! «Школа керамики» в Кабанске обошла множество других заявок со всей России.

События происходили как раз накануне пандемии коронавируса. По этой причине реализация гранта отложена. И всё же, надеются авторы проекта, в сентябре в Доме творчества заработает школа керамики. Анастасия Аксёнова начнёт обучение азам лепки из глины. Гончарному искусству будет обучаться педагог Ирина Тарасова. Она со своими воспитанниками занималась лепкой из солёного теста – дети имеют первоначальные навыки.

На средства гранта закуплено оборудование для работы. В Доме творчества сейчас готовится к открытию кабинет, куда поставят муфельную печь, предназначенную для обжига изделий из глины.

Сама Анастасия Аксёнова занимается керамикой три года. По специальности она менеджер информационных технологий, проводит независимые экспертизы. Керамикой увлеклась случайно. Всегда мечтала делать что-то руками, но никак не могла найти себя. Как-то повела дочку на мастер-класс по ручной лепке из глины, села лепить рядом и поняла, что это то, что искала всю жизнь. Это была любовь с первого прикосновения.

«Я взяла глину в руки, почувствовала её, — говорит Анастасия. — И что-то произошло. Глина поддавалась, слушалась. Может, проснулась генетическая память? Говорят, что гончарами просто так не становятся, значит, кто-то из предков этим занимался. Гончарство – одно из самых древних ремёсел. Пальцы как будто что-то вспомнили, и у меня начало получаться».

Анастасия решила заняться керамикой всерьёз. Прошла обучение у мастера-гончара в городе Улан-Удэ. Купила глину, дома появился гончарный круг, кисти, краски. Творчество взяло Анастасию в плен. Она возится со своими изделиями, как с малыми детьми. Лепит, потом высушивает – это тоже надо сделать тщательно и правильно. Настя закрывает свои горшки и кружки газетами и пакетами, потом проверяет, как они сохнут – равномерно ли.

Следующий этап – обжиг. Первый обжиг проходит при 900 градусах, после глазировки – второй обжиг, где температура уже больше. Красная глина, если дашь большой жар, растает, как мороженое.

Роспись – особая тема. Полёт фантазии. Подруги, увидев расписные керамические Настины кружки, попросили сделать и им. Выстроилась очередь.

Анастасии захотелось приобрести ещё знаний по разным техникам керамики, по росписи. Она съездила на учёбу к гончарам в Грузию, училась искусству керамики на Ольхоне, занимается на онлайн-курсах у других керамистов со всего мира.

Сейчас разработала программу обучения для педагогов Кабанского Дома творчества. На средства гранта планируется открыть ещё одну мастерскую – при воскресной школе Посольского монастыря. Анастасия обучит и там педагога. И под её руководством педагоги начнут практические занятия со своими воспитанниками.

«Думаю, мы начнём с азов: познакомимся с глиной, её свойствами, с различными техниками лепки, в самом начале будем лепить из пласта. Займёмся росписью изделий», — делится планами Анастасия. В Кабанске живут её родственники. Приезжать на занятия ей не составит труда.

Ещё одна из ключевых тем проекта – связь поколений. Юные гончары из Посольской воскресной школы будут давать мастер-классы в Посольском Доме-интернате для престарелых и инвалидов. Там их уже ждут, есть желающие брать уроки.

Глину для работы Анастасия закупила гжельскую. В нашем районе имеются залежи разных глин: розовой, голубой, байкальской. Но мастер говорит, что природную глину перед лепкой надо ещё долго готовить. Этот процесс достаточно трудоёмкий. В будущем, возможно, мастера научатся использовать нашу, местную глину.

Если заглянуть в историю, то свои гончары были во многих деревнях, например в исчезнувшей деревеньке правобережья Сырой Мольке. В Кабанской межпоселенческой библиотеке есть воспоминания и жителей Брянска, записанные библиотекарем В. Беловой. Там говорится, что в Брянске делали горшки, солонки, предметы кухонной утвари. Мастерицами в деревне были Разгильдеева Ефимья Савельевна и Брянская Екатерина Антоновна. За глиной ездили в Тимлюй, везли её оттуда на возах. Глина была с дресвой – примесью мелких камней. Такая глина придаёт горшкам огнестойкости.

Сначала глину готовили – «били». Горшки ездили продавать или менять на зерно в Тарбагатай. Сколько в горшок входило зерна, на такое количество его и обменивали. Вполне возможно, что гончары были и в других деревнях.

Будем ждать, что на следующей выставке прикладного искусства в Кабанском Доме творчества появятся расписные керамические изделия юных гончаров из Кабанска и Посольского.

Превращение вазы

В Кабанском Доме творчества готовятся к учёбе. Возле муфельной печи педагог Татьяна Секерина и будущий гончар Настя Баксаева.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

29