Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

21.05.2020 09:04 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 21.05.2020 г.

Уроженец Шигаево Василий Николаевич Власов о своём детстве в годы ВОВ

Автор: Екатерина ВОКИНА.

В своей квартире В.Н. Власов оформил уголок, посвящённый памяти отца Николая Яковлевича.

Когда началась война Василию Николаевичу было 9 лет...

Остался позади юбилейный День Победы – без парадов и митингов, без площадей, заполненных нарядными детьми и взрослыми, без шествий и народного чествования ветеранов. Но всё равно этот день – главный праздник. Особенно для тех, кто ещё помнит то жестокое время войны и хранит в душе огромную благодарность бойцам, освободившим страну от фашистов…

Когда началась война, Василию Николаевичу Власову было 9 лет. С братом, четырьмя сёстрами, матерью и отцом они тогда жили в Шигаево. Отца Николая Яковлевича призвали на фронт в 1942 году. Его бы забрали и в 1941-м, но он был кузнецом, обеспечивал инструментом и ковал на два колхоза – в Шигаево и Творогово, поэтому в начале войны у него была бронь. Но в трудном 1942-м её сняли.

Отец и на войне служил в должности кузнеца – дисциплинированного, преданного делу партии, как сказано в наградном листе к медали «За боевые заслуги». С работой справлялся за троих, и это не эпитет. По штату в батальоне должно было быть три кузнеца, но он был единственным. Его стараниями конский состав был всегда подкован, повозки – в исправном состоянии.

В памяти Василия не осталось воспоминаний, как тятя уходил на фронт. Зато хорошо помнит, как стало тяжко без отцовских рук в хозяйстве. Ребёнку исполнилось только 10 лет, а он, окончив пять классов, начал работать в колхозе. Сначала пас коров – тогда это считалось лёгким делом. Но если в стаде что-то случалось, спрашивали, как со взрослого. Уже зимой его отправили на зимнюю рыбалку. Это было посложнее пастьбы…

Четыре военных года прошли в непосильном труде и голоде. Когда окончилась война, «карьера» подростка выросла до подвозчика зерна к сеялкам. На счету было каждое зёрнышко, так что работа считалась очень ответственной. Добросовестно трудиться мальчонку научил дед Яков Иванович.

- Дедушка к началу войны был уже пожилым, на фронт его не взяли. Он работал сторожем в колхозе. Придёшь к нему на работу в надежде: может, что-нибудь перепадёт поесть. Но он и сам голоднее нас, потому что последние крохи старался отдать ребятишкам. Покрутишься, подтянешь штаны на голодном брюхе – и обратно, – вспоминает Василий Николаевич.

Он очень жалеет деда. Ведь тот проводил на фронт троих сыновей и дочь. Вскоре после извещения о том, что его младший сын Фёдор пропал без вести, дедушку парализовало. Это было в 1942-м году. Недолго пролежав, он умер, так и не дождавшись с фронта двух сыновей – Павла и Николая, отца Василия.

Поэтому, когда в сентябре 1945-го года от того пришло известие, что на днях он с эшелоном прибывает на станцию Селенга, кроме 13-летнего подростка ехать из Шигаево за отцом было некому. Путь на лошади предстоял неблизкий, был перегорожен техникой. Военные строили дорогу Кабанск-Селенга. Долгожданная встреча состоялась на краю Брянска. Кто-то пустил их на ночлег, и утром они двинулись в родную деревню.

Хотя отец вернулся раненый, жизнь потихоньку становилась легче. Сам Василий после войны работал в Кабанском райтопе – возил дрова. Учиться в школе ему больше не довелось вплоть до 60-х годов, когда вернулся из армии и поступил в школу рабочей молодёжи. Однако по природному уму в 16 лет юноше доверили вести госзаготовки сельхозпродукции – важное для страны дело.

В 1952-м году Василия призвали в армию. Служить он попал на Сахалин, связистом в зенитные подразделения. Обслуживал аэродромы с военными самолётами. Шла война в Корее...

Отслужив, остался на острове, где шло строительство городов и посёлков. Домой вернулся только через восемь лет – позвала родная земля. Но, привыкнув работать на стройке, Василий пошёл на строящийся Селенгинский ЦКК. Поступил в ШРМ, затем – в Селенгинский индустриальный техникум. Днём работал, вечером учился. Трудился в разных цехах, отдав комбинату 30 лет, из них – 10 лет, находясь на пенсии. На заслуженный отдых В.Н. Власов ушёл начальником транспортного цеха.

Он не любит рассказывать о себе. Считает, что прожил жизнь, как все. Однако далеко не все труженики тыла получили медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» в 1948-м году. И всё же Василий Николаевич просит написать не о нём, а о родственниках, воевавших на фронте. К сожалению, сведения о них весьма скупые. Очень жалеет, что не расспросил в своё время о них у дедушки, отца, матери. Тогда это было не принято – и расспрашивать, и рассказывать. Воевали, как все, полдеревни фронтовиков – что особенного именно у нас? И только сейчас, с высоты прошедших лет и с пониманием невозможности восстановить те события, видишь, как это было неправильно. Надо было расспрашивать, записывать, фотографировать…

Тётка Анна, которую он практически не помнит, работала фельдшером в Красном Яре. На войне была сестрой милосердия. С запада попала на Восточный фронт, оттуда – в Монголию, далее – в п. Энгельс на границе с Казахстаном, где и жила после войны, часто приезжая на родину. Средний дядя Павел служил разведчиком-наблюдателем, имел боевые награды. После войны пришёл живым, умер в Шигаево в 80-х годах. Дядя Фёдор, 1917 года рождения, с войны не вернулся. Он пропал без вести в боях под Звенигородом Московской области.

За этими скупыми строчками – тяжёлые военные будни, какие нам, сегодняшним, и не снились. А фронтовики считали и считают: ничего особенного, всё, как у всех, кто воевал…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.