Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

12.03.2020 11:29 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 19.03.2020 г.

100-летие отметила жительница Байкало-Кудары ЯКОВЛЕВА Евдокия Прокопьевна

Автор: Александра ЗИМИРЕВА.

Яковлева Евдокия Прокопьевна

ДОЧЬ КУЛАКА

Ей было десять, когда они пришли… Забрали всё – семь голов скота, четыре лошади, свинью-матку с потомством. Выгребли весь хлеб, 70 пудов.

«Дуся, ты погляди-ка, поросёнок лежит», – тихонько шепчет девчушке мать. И правда, в теньке, возле забора, то ли заснул, то ли от испуга откатился, лежал поросёночек. Каким чудом удалось тогда Дусе поросёнка этого к соседям угнать и спрятать, не понятно. Но именно он и спас семейство Прокопия, её отца, от голодной смерти.

Закололи, а опалить нельзя. Запах паленины быстро учуют стукачи в одной небольшой деревеньке Закаменского района. Тогда точно несдобровать. Поросёнка уложили в деревянную кадушку, обдали кипятком и маленькие детские руки принялись скоблить волосатую шкуру… Сварили, а потом есть бегали по очереди в сарай, чтоб никто не увидел.

Отец Дуси много работал. Он был таким мужиком, про которых говорят: в руках всё кипит. В землю вкладывал всё, она отвечала ему добрым урожаем. Бывало бежит Дуся по полю, а колосья ей глаза выхлёстывают – вот какой хлеб рождался. Стал Прокопий пуще прежнего работать…

Дуся с сестрой в работницы пошли. Бывало часами натирала она белоснежные полы у какой-нибудь бабки, та накормит её и на том спасибо. Сестра в няньках была. Так за пропитание и работали.

В то время начиналась стройка большого производства – вольфрамового завода. Дуся с мамой пошли в соседнюю деревню на заработки. Там фундамент закладывали. Ну какой из четырнадцатилетней девки строитель? Так, помощник. Проработали лето, прокормились, денег немного заработали и домой вернулись – школа. Дуся учиться с удовольствием ходила, да и родители, обученные в своё время грамоте, всячески способствовали, чтобы дети учились.

А летом она, уже без мамы, с мужиками из деревни вновь поехала на заработки. Устроиться на работу без паспорта было невозможно. А здесь подарок судьбы – главный бухгалтер завода жил на квартире у Дусиной тётки, которая и попросила найти для девчушки место.

В одном освободившемся доме кулаков сидело начальство, там же организовали коммутатор. Дуся тогда впервые телефон увидела, взяли её телефонисткой. Её, простую девчонку без паспорта. До 37-го она там отработала.

Ч. С. В. Н.

Потом вернулась в родную деревню и вместе с родителями вступила в колхоз. Отец выменял швейную машинку на тёлочку, потом коня заработали. Дусю в комсомол приняли. А счетовод заметил смышлёную Дусю и взял её к себе в контору помощницей. Она быстро научилась на счётах считать. Комсомольская организация поручила ей быть заведующей клубом. Отправили их на совещание в Улан-Удэ, а там в конце говорят, кто учиться хочет – пишите заявления. Дуся написала.

Радости не было бы предела... Практически одновременно пришёл вызов на учёбу и арестовали отца.

Дуся долго плакала и за отца, и за себя, ведь ей пришлось сдать документы обратно. А вскоре их с матерью, братом вызвали в милицию. Четыре буквы в паспорт – клеймо на всю жизнь. Член Семьи Врага Народа.

Отца вскоре расстреляли. Как выяснили через полвека, в документах было написано, что у Прокопия было 27 голов скота, 14 лошадей, 5 годовых работников и даже трактор… Вот сколько приписали обычному работяге. Есть предположение, что и до расстрела он не дожил – забили до смерти в тюрьме, выбивая показания.

А мать, бабушку и пятерых детей отправили в ссылку в Хоринский район, где их приняли очень хорошо. Люди там были добрыми, поддерживали друг друга.

Страшные картины и истории в памяти столетней Евдокии Прокопьевны, которые ничто не сможет стереть.

…Гнали ссыльных. Высокая, статная бурятка Хурла несла в кулёчке дочурку. Неизвестность ждала её впереди. Жители деревень выносили для проходящих мимо ссыльных хлеб, воду… Долго не решалась она – материнское сердце заставляло крепче и ближе прижимать родное дитя, а разум твердил: «Отдай, отдай…» Мгновение. Не глядя, она кинула кулёк стоящим у дороги бурятам, они её не оставят. Нельзя плакать. Остановиться – нельзя!..

Потом Хурла была одной из лучших на лесозаготовке и работала вместе с Евдокией, силой и мужеством этой бурятской женщины она до сих пор восхищается…

ТЯЖЁЛЫЕ ГОДЫ ВОЙНЫ

Только вроде бы жизнь Евдокии наладилась: замуж она вышла, дочка первая в 40-м году родилась, вторую ждали… Началась война. Муж на фронт ушёл, а Евдокия и другие женщины – на валку леса. По 800 грамм хлеба давали Евдокии и её напарнице Ульяне, нужно было детей кормить, мать и бабушку. Если норму перевыполнят – ещё 100 граммов плюсом.

Две женщины-лесоруба, чтобы норму перевыполнить, с вечера, пока светло, подсекут сосны, а рано утром, в темноту, пока остальные ждут рассвета и возле костра трясутся от холода и голода, Дуся и Уля уже валить начинают.

Потом нормы хлеба уменьшили, и некоторые женщины своих детей тоже в лес перевезли – дрова рядом, и в столовой поварёшку супа им на всех наливали. Суп казался очень вкусным и варился только из овсяной крупы с затиркой (мукой). Евдокия с Ульяной всегда «стахановские» получали – вместо одной поварёшки супа – три. Полагалось это тем, кто план перевыполняет.

К концу войны Евдокия сильно заболела, тогда говорили, что пуп сорвала. Пришла и честно призналась, что не может больше лес валить. Её десятником поставили. А фельдшер ей говорит: «Тебе надо вместе со сплавкой (начали сплавлять лес по реке до другого населённого пункта – авт.) уходить, я тебя к бабке свожу, она тебя вылечит, а здесь – пропадёшь».

И вот Евдокия через боль сплавляет брёвна по реке. Ледяная вода ещё больше обостряет чувство голода. И вот удача для всех: в реке сохатого, видно, бревном прибило. Вытащили его на берег и начали обдирать, кто-то прямо сырком мясо ел…

Дошли до места, а здесь ещё одна беда случилась у Евдокии – зубы зашевелились – цинга. Одна старуха ей пуп вылечила, другая зубы заговорила так, что до сих пор у Евдокии Прокопьевны они свои.

Война не только забрала здоровье Евдокии Прокопьевны, но и мужа. Нет, он не погиб, он встретил другую женщину, которая родила от него ребёнка. После войны долго бегал от алиментов, которые так были нужны матери с двумя детьми. На хорошую работу её не брали – член семьи врага народа. Поощрять таких тоже нельзя было. Но где бы не работала Евдокия Прокопьевна – везде её уважали и ценили за добросовестный труд. Почти пять лет проработала она на пекарне – носила по 150 вёдер воды в день, потом позвали её в уборщицы в контору леспромхоза. В это время она и встретила свою настоящую любовь – второго мужа-фронтовика, с которым прожила долгую и счастливую жизнь.

СЕКРЕТ ДОЛГОЛЕТИЯ

Уже несколько лет Евдокия Прокопьевна живёт в Байкало-Кударе у своей младшей дочери. И на самом деле 14 марта Евдокии Прокопьевне исполнится не 100, а 101 год. Когда она получала паспорт, перепутали год её рождения, но переделывать не стали… Так она и живёт на год моложе.

Вырастила шестерых детей, всегда помогала воспитывать 21 внука. Она помнит не только их дни рождения, но и имена, и дни рождения всех своих 39 правнуков. А вот с праправнуками, которых уже 21, сложнее – путается. «Да не могу я запомнить имена заграничные, вот в чём сложность», – сетует Евдокия Прокопьевна.

За всю жизнь не выпила ни одной таблетки, и сейчас не пьёт. Главное: это диета и работа. Ещё в прошлом году она могла часами прясть пряжу или вязать. До сих пор носит чулки, которые сама себе вязала. В прошлом году нечаянно упала и сломала бедро, бросила прясть и вязать. С тех пор она прикована к инвалидному креслу и очень переживает по этому поводу, не привыкла она сидеть без дела.

Зато читает без очков. Возле её кровати всегда лежат книги про репрессированных… Она уже и не думает, как бы сложилась её жизнь, если бы не эти четыре буквы в паспорте, которые сняли только в 1957 году. Она любит эту жизнь такой, какая есть, и удивляется: как они смогли выжить, где взяли столько сил?

14 марта, в субботу, со всех уголков Бурятии и страны съедутся её многочисленные дети, внуки, правнуки и праправнуки, чтобы поздравить любимую маму и бабушку с юбилеем.

Вот он, ещё один секрет долголетия – любовь огромной семьи.

За сто лет Евдокия Прокопьевна что только не пережила. Сейчас ровесница века получает 18 тысяч рублей пенсии со всеми прибавками. Великодушие нашей героини в том, что она не жалуется и не ждёт большего.

Дай Бог вам здоровья, Евдокия Прокопьевна

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.