Пианист Владимир Карпов из Каменска после сорокалетнего перерыва мечтает вернуться на сцену.
Он окончил Екатеринбургскую консерваторию, работал в Бурятской филармонии, участвовал во Всероссийском конкурсе пианистов.
Он окончил Екатеринбургскую консерваторию, работал в Бурятской филармонии, участвовал во Всероссийском конкурсе пианистов. Обучал студентов и школьников музыке на Урале, в Улан-Удэ, Иркутской области, на БАМе, в Каменске. И ещё он – профессиональный настройщик.
Как о нём не написать? Владимир Иванович не соглашается: «Ничего я пока заметного для района не сделал». Пришлось звать в гости, чтобы посмотрел инструмент.
Дома есть старенькое расстроенное пианино. Во втором классе меня отправили в музыкальную школу, инструмент пришлось покупать. Наверное, родители долго копили на него. Пианино сверкало коричневой полировкой, а внизу с боков были изогнутые деревянные подставки. Когда клавиатура открывалась, внутри были видны небольшие золотистые буквы: «Комитас».
По будням на инструменте надо было разучивать гаммы и пьесы, а по выходным стирать с него пыль. «Комитас» настраивали только раз. Запомнилось из детства – седой настройщик и его жёлтый изогнутый камертон. Он пробовал камертон пальцами – слушал звук, нажимал клавишу пианино – снова слушал. Долго что-то подкручивал в нём.
…У Владимира Ивановича камертон уже другой – электронный. Он подошёл к «Комитасу», открыл клавиатуру, снял крышки: верхнюю и боковую, заглянул внутрь: «Судя по подушечкам молоточков, играли на нём мало».
Взял на пробу несколько аккордов: «Расстроено. Не звучит. Работы много, не на один день».
- Расскажите про конкурс пианистов? Как вас туда послали?
Музыкант начинает вспоминать:
- Это было в 1982 году. После Бурятской филармонии работал в институте культуры г. Улан-Удэ, нынешней академии, обучал студентов, играл отчётные концерты. И ректор института предложил мне участвовать в конкурсе.
На Всероссийский конкурс пианистов съезжались самые талантливые исполнители со всей страны. Тогда это был единственный способ отобраться на Международный конкурс имени Чайковского. Ответственность была большая, приезжало больше восьмидесяти участников. Конкурс для пианистов проходил в Казани и длился несколько дней в два тура.
- Какие произведения вы там играли?
- Была целая программа из произведений разных форм и сложности.
- И что исполняли первым?
- Традиционно на конкурсе играют полифонию, крупную форму, пьесу и этюд. Играл Баха. Прелюдию и фугу.
- Сыграете?
И Владимир Иванович начинает играть. Старенький «Комитас» старается, как может. Многоголосная прелюдия Баха только начинает разворачиваться во всей своей красоте и мощи…
- Нет, невозможно играть. Ещё клавиша сломана. И педаль западает. Каша, не звучание.
…К конкурсу Владимир готовился по несколько часов по ночам на концертном рояле института культуры. Все музыкальные произведения, которые надо было исполнять, были знакомые, игранные – в училище, в консерватории. Требовалось для конкурса отточить звучание – «выиграться», как говорят музыканты, чтобы точно передать то, что хотел выразить композитор, от первой до последней ноты.
Первый день конкурса в Казани. Жеребьёвка. Пианист вышел на сцену, и тут председатель жюри встал, поднял руку и зааплодировал. Поднялось и стало аплодировать всё жюри – большая комиссия, поднялся весь зал. Владимир не мог понять, почему. Тогда председатель жюри сказал: «Мы приветствуем Бурятию, впервые пославшую своего представителя на Всероссийский конкурс пианистов».
На конкурсе он неплохо отыграл в первом туре. Но во второй тур не прошёл – слишком высокой была конкуренция.
- А как вы стали заниматься музыкой?
- Мама моя была певицей. Сколько себя помню, дома было пианино.
На прослушивании в музыкальную школу семилетнего Володю попросили спеть. Застеснявшись петь, он сказал: «Можно, я лучше сыграю?» И одним пальцем на пианино сыграл несколько песен, которые они пели в детском саду. В школу его приняли.
Это было на Урале, в Магнитогорске. Там окончил и музыкальное училище, в консерватории учился у лучших педагогов.
- А какие произведения вы готовили ко второму туру?
- Из перечня сложных произведений, которые предлагались для второго тура, я выбрал Шуберта, фантазию «Скиталец».
- А можно послушать хотя бы главную тему?
Владимир Иванович поворачивается к инструменту и играет.
…Что нельзя выразить словами – можно сыграть. «Скиталец» прекрасен. Музыка трогает сердце. Кажется, она о том, как в альпийских горах поют птицы, ветер шелестит листвой, катится горный поток…
Но продолжается это совсем мало. Бедный «Комитас» снова перестаёт слушаться и звучать…
В наш район Владимир Иванович приехал пятнадцать лет назад. До того преподавал в музыкальных школах Северобайкальска и Нижнеангарска. Работая на БАМе, со своими коллегами ездил с лекциями-концертами по школам. Слушателям предлагался сначала небольшой рассказ о композиторе, о произведении, а потом – исполнение. Через годы люди подходили к нему и благодарили за эти встречи. Было это и в Каменске, где он вместе с другими преподавателями Каменской музыкальной школы принимал участие в концертах «малой филармонии».
У музыканта вся семья творческая. Сын и дочь пошли по его стопам, учились игре на фортепиано. Ещё одна дочь – педагог художественного отделения Каменской школы искусств.
Сейчас пианист мечтает возобновить концертную деятельность и готовит программу. И когда закончится пандемия, хочет устроить концерт в районе. Что ж, будем ждать.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.