В Бурятии в Кабанском районе ветерану ВОВ установили памятник благодаря содействию "БО"
Уроженка Дубинино Мария Дмитриевна Соловьёва выносила на своих хрупких девичьих плечах раненых с поля...
Подходит к концу год 75-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной… Год непростой: пандемия отменила большинство намеченных юбилейных торжеств. Но наша редакция внесла свой вклад в увековечение памяти участников Великой Отечественной войны. Вклад небольшой, но осязаемый, который можно увидеть глазами и потрогать руками…
Завершив это доброе дело, начатое ещё весной, успокоились не мы одни. Зоя Дмитриевна Ветлугина, провожая нас в обратную дорогу из Дубинино, не уставала повторять:
- Вот теперь на душе стало легче!
Она и стала инициатором этого хорошего и нужного дела – установки памятника участнице войны, её соседке Марии Дмитриевне Соловьёвой, похороненной на местном кладбище. Одинаковое отчество у женщин – просто совпадение. Хотя, получив весной письмо от Зои Дмитриевны, мы подумали, что она – сестра Марии Дмитриевны. Строки были наполнены болью как за родного человека: «Мы участницу войны хоронили всей улицей, очень жалели её. Светлая ей память. Сейчас могила имеет плачевный вид. Как могу, ухаживаю за ней. Но мне уже много лет – сил нет поднять надгробие… Душа болит. Может быть, в год 75-летия Победы за счёт государства ей поставят надгробный памятник?»
В конверт были вложены удостоверение Марии Дмитриевны о награждении орденом Отечественной войны, свидетельство о смерти и другие документы. Прочитав их внимательно, мы поняли, что умершей 20 июня 1990 года участнице войны памятник доложен быть установлен за счёт государства.
Правительство России оплачивает надгробные памятники тем, кто умер после 12 июня 1990 года. Родные заказывают и устанавливают памятник, предоставляют в военкомат пакет документов и получают компенсацию. Но если нет родных, как это оказалось в случае с Марией Дмитриевной, можно прибегнуть к помощи похоронных организаций.
«С чего же начать?» — эта мысль не оставляла её соседку З.Д. Ветлугину. И она решила обратиться в ветеранскую организацию в Кудару. Ей ответили, что памятник от государства в данном случае… не положен. Сроки не подходят.
- Я сначала растерялась: как так не положен? Ведь она умерла спустя 8 дней после указанного правительством числа, – рассказывает Зоя Дмитриевна. – А потом решила: ну, наверное, им виднее. Завернула документы и положила их на шкаф. Но как ни полезу туда за чем-нибудь, они обязательно попадутся на глаза. А потом ночей не сплю, всё думаю: как быть? Я – постоянная читательница районной газеты «Байкальские огни». С января 2020 года вижу, что на своих страницах газета начала подготовку к юбилею Победы. Читаю материалы о том, как вы стараетесь помочь людям. И я решила обратиться за помощью к вам.
Перво-наперво редакция обратилась в республиканский военкомат, отправив туда копии имеющихся у нас ветеранских документов. И снова ответ: памятник не положен! Однако ссылка на указ Президента о памятниках за счёт государства ясно говорила об обратном.
Мы решили дозвониться до военного ведомства и в телефонном разговоре, а не в долгой переписке доказать, что памятник должен быть установлен за счёт государства. Наконец на том конце провода вникли в даты и извинились за ошибку. Право нашей редакции хлопотать о памятнике для ветерана было получено.
Районный военком Владимир Шемякин подсказал, какие документы нужно собрать. В военкомате выдали и справку Гатчинского Центрального военно-морского архива о том, что Мария Дмитриевна Соловьёва является участницей Великой Отечественной войны, а заодно дали телефон индивидуального предпринимателя Олега Ларионова из Улан-Удэ. Он изготовил и установил много надгробий в нашем районе. И готов изготовить ещё не одно.
Собрав пакет документов, мы отвезли их Олегу Васильевичу. Не было только фотографии для памятника. Где её только ни искали, кого только ни подключали к поискам… Но – увы. Портрета не было и на старом памятнике.
…Мария Дмитриевна была очень скромной женщиной. Родилась в Дубинино, в Оймуре жил её брат Пётр Дмитриевич Соловьёв, тоже фронтовик. После войны она жила в Хоринском районе, откуда вернулась на свою малую родину, будучи уже пенсионеркой. Муж вскоре умер, детей у них не было. Вот поэтому хлопоты о памятнике начала соседка, неравнодушный человек, активистка села Дубинино Зоя Дмитриевна Ветлугина. Она близко общалась с фронтовичкой, та рассказывала ей о своей жизни, редко – о войне.
Попав на фронт санитаркой, Мария Дмитриевна выносила на своих хрупких девичьих плечах раненых с поля боя. Затем в Севастополе её приняли в госпиталь. Казалось бы, в госпитале спокойнее, чем на передовой, но фашисты ежеминутно атаковали Крым с воздуха, с моря и суши.
Оборона Севастополя – одна из самых трагических страниц той войны. Первая воздушная атака на Крым была предпринята уже 22 июня 1941 года. И далее озверелый враг, терпя поражения под Москвой, в октябре 1941 года предпринял жёсткое наступление на Севастополь. 250 дней и ночей военные и местные жители держали оборону Севастополя. И хотя в июле 1942 года город был оставлен советскими войсками, его оборона осталась в истории войны как пример героизма нашего народа.
Наша землячка служила в Севастополе в звании «краснофлотец» в составе одной из санчастей Черноморского флота. Она рассказывала Зое Дмитриевне, как жутко бывало во время бомбёжки: от страха теряли голову, выбегали из госпиталя и прятались в разные щели каменистой севастопольской земли. На поле боя и в госпитале Мария Дмитриевна спасла много солдатских жизней. Первой её наградой была медаль «За отвагу», второй – орден Отечественной войны II степени.
Ей посчастливилось уцелеть в той жестокой войне. Но бомбёжки и раненые снились ей всю жизнь. Через 30 лет после смерти нашей героини на её могиле был установлен памятник. Вместо портрета Марии Дмитриевны Соловьёвой – красиво выгравированный орден Отечественной войны.
А в День Неизвестного Солдата, 3 декабря, на её могиле собрались глава МО СП «Оймурское» Николай Кузьмич Москвитин, председатель Совета ветеранов Оймурского поселения Александр Иннокентьевич Англичанов, заведующая ДК с. Дубинино Елена Геннадьевна Ермакова, соседка Зоя Дмитриевна и ваш корреспондент. Почтили память минутой молчания, вспомнили её живой. Выразили благодарность всем, чьими стараниями была увековечена память ещё одного участника войны. Заметили, как преобразилось в этом году Дубининское кладбище по программе «Народный бюджет», силами и средствами предпринимателя Юрия Казакова и местных жителей.
Пандемия не позволила привлечь к небольшому митингу школьников. Но когда ограничительные мероприятия закончатся, наверное, здесь должен состояться Урок мужества. Чтобы дети, внуки и правнуки ветеранов испытали чувство гордости за земляков и за свою Родину. Чтобы были готовы защищать её в случае опасности, как это сделала их землячка Мария Дмитриевна Соловьёва…
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.