Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

05.09.2019 09:11 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 35 от 29.08.2019 г.

Более 40 водяных мельниц мололи муку в Кабанском районе Бурятии

Автор: Елена ШУШУЕВА.

Фото: diy.obi.ru

  Журчит по камням речка, вращается, поскрипывая, колесо. Водяные мельницы… Сколько их было в Кабанском районе?

  По одним данным, в Елани на речке Кабаньей стояло 22 мельницы, по другим – 29. В Тимлюе, по мнению старожилов и по книгам местных краеведов, мельниц было 12. В Селенгинске целый район и сейчас называют «Замельницей». Были мельницы на Правобережье.

  В Елани мельницы называли по фамилиям хозяев: Рудаковская, Евграфовская, Томская, Митриевская. На горной речке Тимлюйке, где вода, как сахар, мельницы помнят под номерами. Ставили их поодаль от села справные тимлюйские мужики, часть хозяев была из Закалтуса.

  Мельницы под номерами «четыре» и «семь» на Тимлюйке были Секеринские. Строил их для своих сыновей Каллиста и Михаила Афанасий Секерин. Мельницы были кормилицами. Говорят, хлеб из тимлюйской муки был необыкновенно ароматным. В людской памяти осталось: когда водяные мельницы перестали работать, а молоть муку в Тимлюе стала электрическая мельница, вкус хлеба стал уже не тот…

  Старожилы села считают, что на тимлюйские мельницы через Байкал двигались обозы с зерном даже из Бугульдейки Иркутской области. Дорога к мельницам шла по тимлюйской улице Заречной. Поэтому в народе её именовали Забегаловкой, местные хозяева принимали проезжих на ночлег.

  Тимлюйка не замерзала, мельницы работали круглый год. Ближе к зиме люди везли молоть черёмуху: молотая ягода ценилась, наверное, как сейчас – свежая клубника. Хозяйки пекли вкусные булочки – черёмуховые тарочки и пироги, которых ждала вся семья. Черёмуху мололи мешками.

  Часть тимлюйских мельниц смыло в 1929 году, когда было большое наводнение. Часть – «изломали» во время репрессий, отобрав у хозяев. В начале 1950 годов водяная мельница номер «семь» Секериных ещё работала. Тамара Павловна Секерина-Линчук вспоминает, как отец маленькой брал её с собой на мельницу. Встретил их молодой мельник, весь в муке. Очереди не было. Он высыпал зерно из мешка. Всё заработало, закрутилось, устроено всё было удобно. И через некоторое время мука была смолота.

  …Мельница была делом жизни, к ней прикипали душой. В 1946 году умер Каллист Афанасьевич Секерин. Семейное предание гласит, что вскоре после смерти он приснился кому-то из детей и велел поставить на его могиле мельничный жернов. Можно по-разному относиться к этому, но дети ослушаться не посмели. Часть жернова и сейчас стоит на Тимлюйском кладбище на его могиле.

  Любовь к водяным мельницам через всю жизнь пронёс и Аким Григорьевич Исаев. Он приходится Т.П. Линчук двоюродным дядей по материнской линии. Родился он в Елани в 1912 году. Аким, по семейному мальчика называли Якимом, был с детства мастеровым и рукастым. У отца была мельница на реке Кабаньей. Может быть, её именовали Исаевской или Григорьевской. Подростком Аким разобрался в её устройстве и сам работал на ней. В 14 лет он смог напилить лес и привезти его. Отремонтировал дом. И тот получился «пёстрым»: хорошие старые брёвна он оставил, положил новые.

  Когда в Елани стал организовываться колхоз, Исаевы не вступили в него. И землю у них с матерью отрезали, как говорили, «под окошки». Сеять стало негде, а надо было выживать, и Аким уехал работать на золотые прииски шофёром.

  Началась война, и Аким пошёл на фронт. Служил тоже водителем на подвозке снарядов. Как-то раз их полк выстроили, вышел пожилой подполковник: «Кто сможет сделать чертежи водяной мельницы? Шаг вперёд!» Из всего строя вышли два человека: Аким и ещё один солдат. Полковник тут же взял их с собой и попросил сделать чертежи. Выбрали чертежи Акима. Для войск привозили зерно, а молоть его было негде. Старая мельница в том месте, где стояли войска, не работала. И полковник отдал Акиму приказ: «Ты возьмёшь солдат, сколько тебе нужно. И в трое суток вы восстановите мельницу». Приказ был выполнен. Когда мельничное колесо закрутилось, Акиму хотелось запеть – так хорошо было на душе…

  После войны Аким Григорьевич много лет трудился в Каменске. Работал водителем на небольшом грузовике с краном. До 85 лет пешком ходил на дачу в Никиткиной пади. На пенсии сам стал изучать физику. И шуткой говорил, что, если потребуется, сможет собрать и ядерную бомбу. Всё-таки инженерный талант в нём был врождённый. Ещё он был романтиком. Как-то посадил в тайге семена хороших, западных яблонь…

  И всё время он мечтал возродить водяную мельницу. Один раз мечта чуть-чуть не начала сбываться. С этой же идеей к нему обратился молодой предприниматель. Он попросил Акима Григорьевича сделать чертежи водяной мельницы, чтобы построить её в Елани. Аким Григорьевич вдохновенно взялся за дело, всё начертил и отдал. Но затея почему-то так и не удалась…

  Найти сейчас какие-то следы старых водяных мельниц трудно. В Тимлюе осталась дамба да полянки на месте, где они стояли.

  Может быть, у кого-то в семейных архивах или в запасниках музеев сохранились фотографии мельниц нашего района? Поделитесь ими в комментариях или принесите нам, и мы с удовольствием вернёмся к этой теме.

Аким Григорьевич ИСАЕВ из Елани мечтал возродить водяную мельницу.
Там, вдали, за Запреткой Афанасий Секерин, прадед Любови Павловны СЕКЕРИНОЙ-СКАЧКОВОЙ, поставил на Тимлюйке две мельницы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.