Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

15.08.2019 10:20 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31 от 01.08.2019 г.

О пропавшей деревне Пашино Кабанского района (Окончание)

Автор: Елена ШУШУЕВА.

Теперь и пашинцы, как и жители исчезнувшего села Горбово, установили и освятили поклонный крест.

В Пашинский клуб молодёжь собиралась всем селом. Восемнадцатилетняя Тома ЛАГЕРЕВА — шестая справа в нижнем ряду. Снимок 1958 года.

(Начало)

  «Кузьминична, ты обязательно запиши всех, кто на этой фотографии, или дочерям продиктуй. Это же память!» — советуют пашинцы Тамаре Кузьминичне ЛАГЕРЕВОЙ, рассматривая старое фото у клуба. Пашинцы решили завести специальную тетрадь, где по памяти пытаются записывать жителей исчезнувшего села – прямо по домам, нарисовав схему села.

  …Селенга меняла русло и в 1950-х стала мыть пашинскую улицу. Сейчас многое на пашинском берегу выглядит иначе. На месте нынешней поляны было красивое озеро. Пашинцы помнят, как в детстве купались в нём. Вспоминали, что на озеро приносили купаться гуся. Он был жирный и сам идти не хотел. Дети брали его с собой. Гусь с удовольствием плавал, и обратно ребятишки несли его на руках домой.

  На встречу приехали потомки сельчан из Иркутска, Петербурга, Крыма. Машины всё подъезжали и подъезжали. Встречи, объятия. На пашинской поляне воздух наполнен ароматами трав. Кто-то говорит, что хочется упасть в цветущую кашку и смотреть в небо, как в пашинском детстве. Мужчины установили большой деревянный крест и рядом табличку с надписью о Пашино.

  …Дом родителей Клавдии Парфёновны Кобылкиной в Пашино стоял на центральной улице. Известно, что ставил его прадед Андрей. Дом был с общими сенями на два хозяина. Жили братья Андрей и Юда. Клавдия Парфёновна говорит, что родители работали от зари до зари, а за детьми смотрела бабушка Ульяна Васильевна, отцова мама. И со своей невесткой Катериной бабушка жила душа в душу.

  Бабушка успевала смотреть за всеми внуками и всё время была в работе. Вечерами пряла. Прялка была простой, из двух перпендикулярных досок. Левой рукой бабушка тянула овечью шерсть, правой – скручивала нить на веретено. Ребятишек она просила держать шерсть, когда сматывала её в мотки. Сидеть надо было, широко расставив и подняв кверху руки. Дети пытались отнекиваться: «Бабушка, повесь на табуретку». Но держать всё равно приходилось…

  В большой семье было много стирки. Старшие братья работали: один на тракторе, второй – на тракторном прицепе. Рабочую одежду тщательно отстирывали от мазута, полоскали бельё в реке. Внуков бабушка приучала к аккуратности. Например, девочкам, прежде чем развесить бельё на верёвку, надо было хорошо встряхнуть его, распрямить. Собрав с верёвки, сложить аккуратно. Потом принимались гладить. Утюгов не было. Бельё накручивалось на деревянный каток. Бабушка садилась на скамейку, в руках у неё был слегка изогнутый валик. И она им ловко, с нажимом катала бельё. И оно распрямлялось.

  Ульяна Васильевна обшивала ребятишек. Заправляла нитку в швейную ручную «зингеровскую» машинку. Челнок там был не круглый, как у современных машинок, а длинненький – «кораблик». Нитка вдевалась хитро: наматывалась на катушку, продевалась сквозь отверстие – щель и проходила через четыре дырочки.

  …Отец Сергей, настоятель Байкало-Кударинского храма, освятил на пашинской поляне крест и предположил, что в деревне раньше могла быть часовенка. Но Клавдия Парфёновна не помнит разговоров об этом. Молиться мама и бабушка ездили в Шергино и Кудару. В семье была старинная икона Богородицы «Сподручница грешных». Она не сохранилась. Но у Клавдии Парфёновны остался бабушкин или прабабушкин образ святого Иоанна Крондштадтского – небольшой поясной портрет в облачении. Эта икона – фотография с подписью: «Одобряю. Протоиерея Иоанн Сергиев. 4.08.1899 г.»

  На фронт из семьи взяли трёх братьев Кобылкиных: Василия, Ивана и Павла. Когда почтальон шёл по улице, все ждали писем-треугольников с фронта. И ждали, и боялись, когда он сворачивал к дому. Не дай Бог – похоронка. Пришло известие, что без вести пропал Василий. Но он, к счастью, вернулся, как вернулся с войны и Павел. Погиб Иван. Его могила в селе Шапуры под Витебском в Белоруссии. Многие из Кобылкиных ездили туда. Белорусы благоговейно чтят память воинов. Всё ухожено. Имена солдат высечены на мемориальных досках.

  …Ну, а что же ответить Т.П. Хайрулиной-Кобылкиной на её вопрос, что оставить в память о Пашино? А если сделать мини-макет села? Пока старики помнят, как располагались улицы, стояли дома, кто и в каком доме жил. Хороший макет может украсить любой музей, в том числе и наш, районный.

  Жители исчезнувших деревень, например, Горбово, Поворота и других – встречаются. С 2005 года наша газета рассказала о тридцати восьми исчезнувших деревнях и улусах. Но кажется, что газетных статей мало. Давно есть мысли создать карту исчезнувших деревень, собрать книгу, даже снять фильм.

  Давайте вместе попробуем!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.