Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

16.04.2019 13:32 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 11.04.2019 г.

Депутат НХ РБ Лилия ДЕЕВА: «Когда людей слышишь – хочется им помочь...»

Автор: Сергей БОРОВИК, Александра ЗИМИРЕВА.

Новый опыт

  - Лилия Васильевна, во-первых, позвольте поблагодарить вас за то, что вы так охотно откликнулись на приглашение встретиться, поговорить, подвести предварительные итоги первого полугодия работы в Народном Хурале Бурятии. Думаю, и наши читатели это оценят…

  А для начала мы для вас приготовили такой вопрос. Вы были далеки от политики, не были публичным человеком. Как вам новый опыт депутатской деятельности?

  — Честно признаться: я так и не стала публичным человеком, осталась внутренне всё тем же промышленником, душой и сердцем прикипевшим к реальному сектору экономики.

  Первые шаги на депутатском поприще приводили меня в шоковое состояние. Не раз пожалела… и не один раз хотела положить депутатский мандат на стол.

  - Основные причины?

  — Если кратко, то растянутое во времени, сложное порой по схеме решение проблем. Масса препятствий, которые приходится преодолевать, обходить, ликвидировать…

  Но – полгода прошло, оглянулась – и вдруг увидела: кое-что удалось сделать, стало появляться удовлетворение от своей деятельности.

  Когда я обратилась к депутатам своего комитета по бюджету и финансам с приглашением съездить в село Красный Яр и порешать проблему с ремонтом школы, где учатся полсотни ребятишек – с плохим отоплением, освещением, мне коллеги предложили подумать и над вторым объектом, потому что выезд в район ведущего комитета Хурала – вещь серьёзная…

  И тут приходит ко мне О.А. Тугаринова, главврач Селенгинской больницы: у меня проблемы с гаражом для машин скорой помощи – отопление размораживается, ворота никакие, зимой машины выехать не могут… Помочь я всегда могу, но комбинат всех не обогреет. Поэтому решила: поведу коллег-депутатов в нашу больницу.

  Приехали, посмотрели, в каком состоянии находятся инженерные сети, кабинеты терапевтов… Депутаты были единодушны: надо решать вопрос с выделением денег на капитальный ремонт. Этот вопрос сейчас всесторонне изучается моими помощниками и главврачом района М.В. Батуевым. Итог таков: деньги минэкономразвития выделены – и на больницу, и на школу в Красном Яре.

  И тут началась другая история. Там же выделены на республику 1 млрд рублей на приобретение медоборудования, в том числе Кабанскому району – всего 18 млн, хотя в некоторые другие районы «упало» до 70 млн. Мне рассказал об этом А.А. Сокольников, дальше мы действовали вместе: подняли эту тему, в результате наша доля увеличилась до 43 млн.

  Хотя после недавнего разговора с М.В. Батуевым я поняла: району позарез нужен ещё один маммограф. Что ж, цель ясна…

Проблемы – как айсберг…

  - Мы немало занимаемся проблемами медицины и видим: всё-таки главная проблема – кадровая. Не решив её, мы вряд ли получим весомые хорошие результаты…

  — И мы задумались: а где у нас доктора? Кризис с ними особенно чувствуется в нашем Селенгинске. Идея о том, что надо помогать врачам, принадлежит нашему акционеру Е.В. Пруидзе. И такое решение уже принято.

  Возвращается к нам доктор Титарь (я переговорила с ним, пообещала решить его проблемы) – заведующим терапией. Но обязательное условие – отработать семь лет, никуда не сбегать, создавать коллектив.

  - А сколько врачам доплачивать будете, если не коммерческая тайна?

  — Думаю, 5-6 докторам по 10 тысяч плюс будем компенсировать расходы на аренду жилья. Всё это за счёт комбината. Это будет реальная помощь.

  Комбинат станет точкой территории опережающего развития. В таких точках концентрируются все социальные вложения, которые идут из минвостокразвития. И мы вкладываем огромные средства в развитие.

  - К этой теме мы скоро вернёмся. А пока, Лилия Васильевна, скажите, бывает ли так: даёте деньги на верное, как говорится, благородное дело, а какие-то сомнения, невысказанные вопросы остаются?

  — В отношении той темы, о которой мы только что говорили, конечно – нет. Сомнений уже не может быть, вопрос изучен досконально. Но вопросы… Вот последний пример. Комбинат будет помогать в ремонте храма в Байкало-Кударе. Об этом просили его активисты. Но для меня так и осталось непонятным, как получилось: из 2000 жителей села прихожан всего 12...

  - Кстати, когда мы ещё были в составе того, Сибирского федерального округа, Селенгинск объявили Территорией опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Сейчас вы сказали: будем точкой Территории опережающего развития (ТОР)...

  — Сейчас Селенгинский ЦКК исключают из ТОСЭР посёлка, для этого наш акционер Е.В. Пруидзе специально летал к полпреду в Дальневосточном округе Трутневу. Мы будем ТОРом – в числе трёх в Бурятии. Это станет новым импульсом нашего развития.

Как помочь всем?

  - Раз в месяц вы ведёте приём граждан. Все отмечают: люди к вам идут (раньше такие приёмы носили формальный характер), большинство из них бывает удовлетворены встречей с депутатом Хурала. А что значат такие встречи для вас?

  — Они даются трудно, столько бед вываливается, столько человеческих проблем, и не всегда мы можем помочь. Деньги ведь не всегда всё решают… Кому-то, действительно, материально помогаем, но помочь всему району – не хватит, даже если комбинат обанкротить и все личные средства отдать.

  А бывают ситуации такого характера, когда и помочь-то невозможно. Я ещё не научилась не пропускать это через сердце. Душа болит, ночами не спишь… Это, конечно, минус для меня, депутат должен быть крепче духом.

  Ещё отчётливее стала понимать социальные, морально-нравственные проблемы общества, то, что мы получили после перестройки. Горько и не понятно, как можно повлиять на ситуацию.

  Некоторые идут на приём потому, что им плохо, они хотят выговориться. Мне приходится действовать подобно психотерапевту, стараюсь не говорить прямо, если помочь невозможно…

  - Что по-вашему, Лилия Васильевна, надо менять в устройстве нашей жизни, чтобы таких безнадёжных проблем было меньше?

  — Когда я приступила к работе в комитете по бюджету и финансам, то была в шоке. Что мы делим? 53 миллиарда. И это на все бюджетные сферы: образование, здравоохранение, социальную защиту. В республике – дотационная система бюджета, развития нет.

  Как промышленника меня это убивает: как же мы будем дальше развиваться? Самостоятельно пополнять свой бюджет или вечно с протянутой рукой в Москву ездить? А потом по команде руки подымать – голосовать за то, что Москва сказала? Мизерные суммы на ту же Селенгинскую больницу из 53-миллиардного бюджета… И с таким трудом выбиваешь.

  - Заметил, что вы не очень-то любите распространяться о своей меценатской деятельности. И всё-таки: каковы здесь ваши приоритеты?

  — Дети, особенно из «трудных», неблагополучных семей, тяжёлобольные – этим я готова помогать при малейшей возможности. Но и творчество, спорт, путешествия – всё должно быть доступно для детей. Поэтому в Сухой мы оплатили ремонт школьной канализации и закупили трубы для строящегося храма. Постоянно помогаем Домам творчества, спортивным школам. Нынче сделали хорошие новогодние подарки: 50 – детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и 50 – одарённым детям…

  Детей хочется уберечь от многих опасностей нынешней жизни, придать правильное направление. Чтобы видели чаще красивое и хорошее. Если дома что-то не так, пусть в школе, в учреждениях дошкольного образования, культуры у них появится стремление к высокому и красивому. Поэтому мы привозим концерты, спектакли – пытаемся приобщить народ к культуре. Считаю, что здесь не всё так безнадёжно.

С кем вы, депутат?

  - И, наверное, неожиданный вопрос. Как в Хурале к новичкам относятся?

  — Конечно, без «дедовщины». Лично ко мне хорошее отношение. У нас трудно понять, где новичок, где «старичок». Когда рассматриваются сложные вопросы, опытные депутаты предупреждают докладчиков: подождите, не пользуйтесь моментом, не пытайтесь провести свои поправки через новичков, дайте им самим разобраться…

  Я – промышленник, мне проще работать. Нас мало в Хурале, где много людей из чиновничьего сословия да коммерсантов, а из реального сектора экономики почти нет.

  Думаю, что у нынешнего избирателя такой менталитет – выбирать состоятельных депутатов, чтобы если к ним придёшь, то они способны были помочь материально, просто достав рубль из кармана…

  - Лилия Васильевна, насколько известно, вы человек беспартийный, но выдвигались «Единой Россией». Вы определились с депутатской фракцией?

  — Ни в партиях, ни во фракциях не состою. В Хурале я, наверное, единственный депутат, который ходит без партийного флага. Меня называют неопределившейся. Но это не так. Я давно определившийся и, смею думать, состоявшийся человек.

  - А к «четвёрке независимых» не хотели бы примкнуть?

  — Нет, хотя приглашали и туда. Думаю, мне хватит разума поддержать здравые предложения любого депутата, из любой партии. Но мне уже поздно и стыдно менять свои убеждения, подстраиваться под сиюминутную ситуацию.

  А на сессиях, кстати, я сижу рядом с коммунистом Баиром Цыреновым. Мирно уживаемся…

  - Недавно в республике делили «дальневосточные» деньги. Как получилось, что из нашего района под капремонт и реконструкцию попало всего три объекта – о которых, кстати, вы и хлопотали, а из небольшого Тункинского района –полтора десятка?

  — Эти деньги шли, минуя Народный Хурал. На заседании нашего комитета мы начали задавать этот вопрос. Вице-премьер Зураев объяснил депутатам, что главным условием было наличие проектно-сметной документации. У Тунки ПСД была практически на все объекты, они опередили своих коллег из других районов. Думаю, свою роль сыграло и то, что у Тунки в республиканских органах власти сильное лобби. У Кабанского района, насколько мне известно, никогда его не было…

  - Раскройте секрет: как у вас при такой служебной и общественной нагрузке хватает времени и сил на личную жизнь?

  — Никаких секретов нет. Надо просто жить и радоваться. Не верю людям, которые говорят: нет времени книгу почитать, природой полюбоваться или просто выспаться! Человек должен жить разнопланово. Выходные дни я посвящаю семье и себе, любимой, успеваю сходить в парикмахерскую, на массаж, в баню… И на работе до посинения не сижу.

  Но я каждый вечер планирую работу на завтра. Что надо сделать самой, что перепоручить помощникам. Делегирование полномочий – главная задача руководителя. А потом спросить.

  У меня хорошая проверенная команда. Держу главные направления: финансы и кадры, а работает коллектив.

Два контрольных вопроса

  - Лилия Васильевна, есть предложение сверить, как говорят, часы по двум принципиальным вопросам, которые активно обсуждаются в районе. Первый – о китайских заводах по розливу байкальской воды…

  — Я не против заводов. Люди должны работать, бюджеты должны пополняться. Но на Байкале это настолько комплексная проблема… И главное – игра с его уровнем. Нужно увеличить выработку электроэнергии – мы легко роняем уровень озера и не замечаем, что идёт колоссальное изъятие воды из Байкала. А это вызывает и горение прибрежных защитных лесов, и высыхание ручьёв, и торфяные пожары.

  Но больше всего меня смущают двойные стандарты. Местному населению запрещают рыть колодцы, расширять кладбища… Люди веками жили на Байкале –и рыба водилась, и зверь водился…

  А сейчас всё нельзя, но завод иностранным инвесторам строить можно. Это мне непонятно. Полагаю, что многие запреты надуманы, но зато в них есть лазейки для определённого круга лиц. Вот это и есть двойные стандарты.

  - В республике началась бурная кампания по отмене всеобщих выборов глав районов…

  — Я считаю, что прямые всеобщие выборы – это честно по отношению к народу. Правильно мы голосуем, неправильно, но это наше решение, а народ наш далеко не глупый. Ему надо больше доверять!

  - Спасибо за содержательную беседу. «Сверка часов» показала, что мы – редакция и депутат Деева – находимся на одной «волне».

  А в заключение позвольте поздравить вас с народным признанием — присвоением вам звания «Почётный гражданин Кабанского района»!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.