Меню
12+

Кабанская районная газета «Байкальские огни»

30.12.2019 09:48 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 52 от 26.12.2019 г.

О жизни удивительного человека из Закалтуса Павла Ильича Никонова

Автор: Надежда ПОЯН.

Павел Ильич Никонов из Закалтуса никогда не сидит без дела. Готовит новые экспонаты для своего музея.

«Шапка подошла!» Фронтовик Колесников из Бабушкина.

  Внимательный читатель заметил, что рубрика «Личность» редко появляется на страницах «БО». Но в новогоднем номере – обязательно. Писать о людях, удививших нас в уходящем году, стало традицией. И если до этого мы писали о тех, чьи имена в районе на слуху, то нынешний наш герой этим похвастаться не может. Да и не будет – настолько он скромен и не любит публичности. Хотя на самом деле его знают не только в Кабанске. Сегодня у него много друзей по России и даже за рубежом.

  Живёт этот человек в небольшом селе Закалтус. Зовут его здесь по-родственному, с теплом «дядей Пашей». Павел Ильич Никонов – охотник, краевед, любитель и защитник природы. Бывают люди, о которых можно писать много, но так и не описать всех достоинств. Павел Ильич – из них.

  РОДИЛСЯ ОН В ЗАКАЛТУСЕ И ИМЕЛ очень много возможностей уехать из небольшого села, но ни одну из них не использовал. Потому что для него родина – это не просто слово, это вся его жизнь.

  Невероятная любовь к родине и её природе началась у Павла Ильича с раннего детства. Мы знаем много историй, когда после войны приходилось трудиться подросткам. Павел Ильич начал работать… с шести лет. Это был 1955 год, война давно закончилась, поднимались колхозы, люди привыкали жить, не голодая. Но родителям многодетной семьи Никоновых приходилось трудно. Шестилетний Паша перевозил на конях копны сена во время страды и получал за это «сотки», которые записывали на его отца. Вот так, через труд и голод, возникла в нём любовь к простору закалтусных полей, золотисто-розовому восходу солнца и пахнущему травами ветру.

  К двенадцати годам Павел начал самостоятельно ходить на охоту. Тяга в лес, к свободе была непреодолимой. За любимым занятием пропускал учёбу в школе. Сейчас Павел Ильич с улыбкой вспоминает, как его «попросили» из девятого класса за пропуски: «Мне тогда отчисление из школы показалось праздником. Я не шёл со школы в тот день, я летел. От счастья непонятно куда забросил портфель, схватил ружьё и побежал на охоту».

  Но учиться всё-таки пришлось. Отслужив в армии, Павел Ильич окончил Иркутский техникум физкультуры. В то время он играл за сборную района по футболу и поступить в техникум труда не составило. А после были трудовые будни. Много специальностей поменял Павел Ильич. Был учителем физкультуры, директором Закалтусного клуба, инспектором-ревизором сберегательных касс района, методистом по спорту в совхозе, секретарём комитета комсомола, слесарем канализационных сетей на очистных сооружениях. Каждая из этих профессий его привлекала по-своему. Но всё же была одна, которой он отдавался всей душой и именно ей посвятил бы всю свою жизнь.

  Павел Ильич мог сколь угодно менять профессии, но своему хобби, поистине любимому с подростковых лет делу всегда оставался верен. Охота для него была и остаётся до сих пор отдушиной. И когда Павла Ильича пригласили работать в коопзверопромхоз художником-таксидермистом, он согласился не раздумывая. К тому времени опыт по изготовлению чучел животных у него уже имелся. Но первая же выставка-продажа оказалась неудачной. Экспонаты были хорошими, но денег на них у людей не было. За окном стояли 90-е. Тогда Павлу Ильичу предложили переквалифицироваться и шить на продажу шапки.

  Когда зверопромхоз развалился, Павел Ильич потерял работу, но получил возможность заниматься собственным делом: расчёт он получил не деньгами – их на этом предприятии уже не было, а… листвяным забором, клетками и лисами-чернобурками. Так он начал разводить лис. Помимо этого, Павел Ильич занимался промыслом ондатры, охотился. Из шкур животных шил и продавал шапки – на это и содержал семью.

***

  У КАЖДОГО ИЗ НАС ЕСТЬ ЧТО-ТО СОКРОВЕННОЕ. То, о чём болит душа. Павел Ильич – не исключение. Его «боль» началась в 80-е годы и длится до сей поры. В то далёкое время он получил водоём в Боргое для промысла ондатры. Но вот казус – ондатра в этом водоёме не водилась. Ведь Боргой – это болото, которое было осушено для сенокосов. Для того, чтобы тут водилась хоть какая-то живность, нужно было регулировать подачу воды. Бывалого охотника, знающего о жизни животных практически всё, это не испугало. Вплоть до 2006 года Павел Ильич вместе с сыном Денисом регулярно подавали на Боргой воду и тщательно наблюдали за процессом воспроизводства ондатры. Всё у них получалось. Нулевой водоём уже вполне соответствовал штатному и давал рекордное количество ондатры.

  И уже тогда Павел Ильич начал замечать вьющийся над Боргоем дымок. Понимание, что горит торф, пришло позже. А когда уровень воды в Боргое стало регулировать управление сельского хозяйства, Павел Ильич, заметив дым, звонил и просил пустить воду. К нему прислушивались. До поры до времени.

  «Последние три года установили график подачи воды в экологическую зону Байкала. На мои звонки реагировать перестали, — с большим сожалением рассказывает охотник. – Из-за отсутствия воды в Боргое численность водно-болотной дичи резко сократилась». Понять эту боль можно. Столько лет отдать воспроизводству живности в Боргое, а потом видеть, как она гибнет на твоих глазах…

  Хотел Павел Ильич открыть в Боргое охотничье хозяйство. Чтобы на правах арендатора заботиться о родной земле. Но конкурент у него попался сильный и денежный, и собранные за два года документы оказались не нужны. Так же, как и Боргой новому «хозяину».

  Торфяные пожары в Боргое для Павла Ильича отдельная болезненная тема. Каждую зиму он ходит тут на лыжах. И очень часто ему попадаются дымящиеся очаги. Маленькие он затаптывает, а те, что побольше, наносит на карту. Эта карта пестрит точками и крестиками. Точки – действующие очаги, крестики – потухшие. Масштаб очагов поражает. Павел Ильич надеялся, что эта карта станет спасением для Боргоя и жителей Закалтуса, которые стали в буквальном смысле задыхаться от торфяного дыма.

  Его надежды сбылись. В 2016 году к Павлу Ильичу приехали «большие» люди – Андрей Сукнёв, эколог, основатель Большой Байкальской тропы и организатор Добровольческого корпуса Байкала, Андрей Бородин, командир корпуса, и Солбон Санжиев, начальник штаба корпуса. О том, что у Павла Ильича есть карта боргойских пожаров и он знает ту местность как свои пять пальцев, им поведали в районной администрации.

  Иметь карту – одно дело, найти место по карте – другое. Тем более человеку незнающему. Пришлось Павлу Ильичу стать «гидом» для волонтёров, приехавших спасать Боргой. Так между этими людьми и Павлом Ильичом завязалась настоящая дружба. Позже он познакомится и с известным в стране Григорием Куксиным – руководителем противопожарного отдела Гринпис России. За небольшим столом в зимовье Павла Ильича Григорий Куксин проводил совещания. Вместе с ним сюда приезжают и журналисты – российские, американские, немецкие. С последними, кстати, был интересный случай: «Как-то уехал я на низ на промысел. Дело к вечеру. Приготовил ужин, сел за стол. И тут мне звонят из Москвы: «Павел Ильич, не могли бы вы сейчас приехать в Закалтус, домой? Там вас журналисты из Германии ждут». Забавно, из Москвы звонят и домой зовут. Пришлось ехать». Оказалось, что те журналисты снимали фильм о Байкале.

  С этими людьми Павел Ильич до сих пор дружит и активно помогает им в тушении Боргоя.

***

  В 2017 ГОДУ ПАВЕЛ ИЛЬИЧ ОТКРЫЛ В ОГРАДЕ своего дома музейную комнату. К воплощению этой идеи он шёл недолго. Он вообще не привычен откладывать дела в долгий ящик. Сначала хотел сделать комнату природы Кабанского района, чтобы односельчане, особенно ребятишки, знали и видели, какие животные водятся именно у нас. Но когда по деревне прошёл слух о музее, Павлу Ильичу понесли предметы старины и быта.

  «Зачем я это делаю? Хочется быть причастным к какому-то большому делу, которое будет полезно нашим детям, внукам, правнукам. Память своим потомкам хочется оставить – о том, как и зачем мы жили».

  Сегодня экспонатов у Павла Ильича накопилось достаточно много, и часть из них хранится в кладовке. Поэтому летом он планирует увеличить площадь музея. К имеющимся экспонатам добавятся и сделанные руками Павла Ильича сувениры – деревянные подцветочники, фотографии окрестностей Закалтуса в красивых деревянных рамках.

  В книге пожеланий, заведённой Павлом Ильичом для посетителей, очень много тёплых слов в его адрес. Листаешь её и удивляешься – с каких только уголков мира здесь не побывали: Улан-Удэ и районы Бурятии, Красноярск, Чита, Якутия, Нижний Новгород, Ставропольский край, Украина и даже Франция и Индонезия… Причём иностранцы свои записи сделали на французском и английском языках – русского они не знают.

  А ещё в ограде дома Павел Ильич поставил беседку, крытую соломенной крышей. Говорит, что в село приезжают родственники тех, кого уже в живых нет. Постоят у родительского дома и обратно уезжают. «Моя задача – принять этих людей, поговорить с ними, рассказать, как жили их родственники, чаем напоить. Для этого и беседку поставил».

  Недавно на воротах дома Никоновых появилась книжная полка. Ещё одно дело на благо односельчан и гостей Закалтуса. Павел Ильич поставил туда все свои книги, чтобы люди их читали. Эту идею поддержал Андрей Сукнёв и привёз несколько пакетов книг. На днях они будут выставлены на этой полке.

  Не каждый решится распахнуть двери своего дома для незнакомых людей. Принять, поговорить, взбодрить. Для этого нужно иметь открытую душу и чистое сердце. А ещё – любить людей и безоговорочно им верить. А может ли быть другим человек, выросший в окружении природы и беззаветно любящий её? Наверное, нет.

***

  ПАВЕЛ ИЛЬИЧ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Он готов заботиться о каждом. Две недели назад он позвонил в редакцию с интересной просьбой: «Увидел на фотографии в вашей газете фронтовика из Бабушкина Николая Акимовича Колесникова. Лет десять назад он с большой скидкой купил у меня ондатровую шапку. Так вот он, оказывается, до сих пор в ней ходит. Можете ли вы помочь мне узнать размер его головы, чтобы сшить ему новую шапку?» Мы были удивлены, но просьбу выполнили. Буквально через два дня он снова позвонил: «Шапка готова. Но дарить самому мне как-то неудобно, может, вы это сделаете от себя?» Мы сделали, но не от себя, а от охотника Никонова. Нужно было видеть, как был растроган Николай Акимович. Он прекрасно помнит Павла Ильича и гордится его подарком. Передаёт ему пламенный привет, огромную благодарность и ждёт в гости.

  Спрашиваем у Павла Ильича, кому ещё он делал такие дорогие подарки. «Знаете Николая Григорьевича Брельгина, бывшего начальника, ветерана ГИМС? Вот ему и Николаю Акимовичу. Считаю, эти люди достойны похвалы, а мой подарок – это так, знак уважения. У охотников в принципе так принято – делиться. Ведь раньше как было: прежде чем идти на промысел, охотники ходили в церковь или к шаманам – по вере. Молились об удаче на охоте, о том, чтобы не погибнуть от зверя или мороза. А когда возвращались с охоты, часть добычи отдавали – нуждающимся, односельчанам. Это было обязательно».

  Не в этом ли кроется ещё одна причина жизненного кредо Павла Ильича: делиться – не только материальным, но и добром, теплотой, помогать слабым, не оставаться равнодушным к проблемам других… А ещё – говорить правду, какой бы она ни была.

***

  В «АРСЕНАЛЕ» ДОБРЫХ ДЕЛ НАШЕГО ГЕРОЯ были организация в Закалтусе добровольной пожарной дружины, которая до сих пор работает, создание Совета старейшин в селе и написание летописи.

  Есть у Павла Ильича и большие планы. Наверное, главным из них станет написание второй книги летописи его родного села. А нам бы хотелось попросить ещё об одном. Павел Ильич пишет хорошие стихи о нашей жизни, злободневные частушки. Если их собрать, получится отличный сборник. Думаем, он будет интересен нашим землякам.

  Мы уверены, что охотник и краевед Никонов ещё не раз появится на страницах нашей газеты. А пока мы поздравляем Павла Ильича с Новым годом и 70-летним юбилеем! Спасибо вам за ваши добрые дела и горячее сердце!

  Павел Ильич очень просил поблагодарить Светлану Дмитриевну Кручерезко из Каменска, начальника рыбоохраны Олега Владимировича Черниговского и Иннокентия Поплевина из Селенгинска за подаренные ими ценные экспонаты для музея.

Музей Павла Никонова в Закалтусе. 
Музей Павла Никонова в Закалтусе.
Музей Павла Никонова в Закалтусе.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.